Шаг 15.
Общие принципы построения оконных приложений

    На этом шаге мы перечислим общие принципы построения оконных приложений.

    Здесь мы сформулируем несколько положений, которые помогут в дальнейшем легко манипулировать окнами и создавать гибкие, мощные, производительные приложения.

  1. Свойства конкретного окна задаются при вызове функции CreateWindow определением параметра Style. Константы, определяющие свойства окна, содержатся в специальных файлах, которые подключаются при компиляции. Поскольку свойства фактически определяются значением того или иного бита в константе, комбинация свойств - это просто сумма битовых констант. В отличие от многих рекомендаций для разработчиков все константы здесь определяются непосредственно в программах.

  2. Окно создается на основе зарегистрированного класса. Оно может содержать элементы управления - кнопки, окна редактирования, списки, полосы прокрутки и т. д. Все эти элементы могут создаваться как окна с предопределенными классами (для кнопок BUTTON, для окна редактирования EDIT, для списка LISTBOX и т. д.).

  3. Система общается с окном, а следовательно, и с самим приложением посредством посылки сообщений. Эти сообщения должны обрабатываться процедурой окна. Программирование под Windows, в значительной степени, является программированием обработки таких сообщений. Сообщения генерируются системой также в случаях каких-либо визуальных событий, происходящих с окном или управляющими элементами в нем. К таким событиям относятся перемещение окна или изменение его размеров, нажатие кнопки, выбор элемента в списке, перемещение курсора мыши и т. п. Это и понятно, программа должна как-то реагировать на подобные события.

  4. Сообщение имеет код (будем обозначать его в программе MES) и два параметра (WPARAM и LPARAM). Для каждого кода сообщения придумано свое макроимя, хотя это всего лишь целое число. Например, сообщение WM_CREATE приходит один раз, когда создается окно, WM_PAINT посылается окну при его перерисовке, сообщение WM_RBUTTONDOWN генерируется, если щелкнуть правой кнопкой мыши при расположении курсора мыши в области окна и т. д. Параметры сообщения могут не иметь никакого смысла либо играть уточняющую роль. Например, сообщение WM_COMMAND генерируется системой, когда что-то происходит с управляющими элементами окна. В этом случае по значению параметров можно определить, какой это элемент и что с ним произошло (LPARAM - дескриптор элемента, старшее слово WPARAM - событие, младшее слово WPARAM - обычно идентификатор ресурса). Можно сказать, что сообщение WM_COMMAND несет сообщение от элемента окна.

  5. Сообщение может генерироваться не только системой, но и самой программой. Например, можно послать сообщение-команду какому-либо элементу управления (добавить элемент в список, передать строку в окно редактирования и т. п.). Иногда посылка сообщений используется как прием программирования. Например, можно придумать свои сообщения так, чтобы при их посылке программа выполнила те или иные действия. Естественно, это сообщение должно "отлавливаться" либо в процедуре какого-нибудь окна, либо в цикле обработки сообщений. Такой подход очень удобен, поскольку позволяет фактически осуществлять циклические алгоритмы так, чтобы возможные изменения с окном во время исполнения такого цикла сразу проявлялись на экране.

    Со следующего шага мы начнем рассматривать примеры простых программ на языке Ассемблера.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг