Шаг 20.
Пример программы. Вывод текста в центре окна

    На этом шаге мы рассмотрим способ вывода текста в заданную позицию экрана.

    Приведем еще один пример с выводом текста в окно. Теперь мы усложняем свою задачу. Зададимся целью, чтобы текстовая строка все время, что бы ни случилось с окном, была бы в его середине. Для этого необходимо знать длину строки в пикселях и размеры окна. Длина строки в пикселях определяется с помощью функции GetTextExtentPoint32, а размеры окна - с помощью функции GetwindowRect. При этом нам понадобятся структуры типа SIZET и RECT. Надеемся, читатели понимают, как определить положение строки, если известна ее длина и размеры окна, добавим только, что необходимо учесть высоту заголовка окна.

    Внешний вид приложения изображен на рисунке 1:


Рис.1. Внешний вид приложения


    Заголовочный файл для приложения, содержащий определения констант, внешних процедур и структур (его имя pr20_1.asm):
;Константы.
;Сообщение приходит при  закрытии окна.
WM_DESTROY	equ 2
;Сообщение приходит при создании окна.
WM_CREATE	equ  1
;Сообщение приходит при  перерисовке окна.
WM_PAINT        equ 0Fh
;Свойства окна.
CS_VREDRAW	    equ 1h
CS_HREDRAW	    equ 2h
CS_GLOBALCLASS      equ 4000h
WS_OVERLAPPEDWINDOW equ 000CF0000h
stylcl              equ CS_HREDRAW+CS_VREDRAW+CS_GLOBALCLASS
DX0                 equ 300
DY0                 equ 200
;Компоненты цветов.
RED                 equ 80
GREEN               equ 80
BLUE                equ 255
RGBW                equ (RED or (GREEN shl 8)) or (BLUE shl 16)
RGBT                equ 00FF00h ;Зеленый.
;Идентификатор стандартной пиктограммы.
IDI_APPLICATION   equ  32512
;Идентификатор курсора.
IDC_CROSS         equ  32512
;Режим показа окна - нормальный.
SW_SHOWNORMAL	  equ  1

;Прототипы внешних процедур.
EXTERN  CreateWindowExA@48:NEAR
EXTERN  DefWindowProcA@16:NEAR
EXTERN  DispatchMessageA@4:NEAR
EXTERN  ExitProcess@4:NEAR
EXTERN  GetMessageA@16:NEAR
EXTERN  GetModuleHandleA@4:NEAR
EXTERN  LoadCursorA@8:NEAR
EXTERN  LoadIconA@8:NEAR
EXTERN  PostQuitMessage@4:NEAR 
EXTERN  RegisterClassA@4:NEAR
EXTERN  ShowWindow@8:NEAR
EXTERN  TranslateMessage@4:NEAR
EXTERN  UpdateWindow@4:NEAR
EXTERN  BeginPaint@8:NEAR
EXTERN  EndPaint@8:NEAR
EXTERN  TextOutA@20:NEAR
EXTERN  GetStockObject@4:NEAR
EXTERN  CreateSolidBrush@4:NEAR
EXTERN  SetBkColor@8:NEAR
EXTERN  SetTextColor@8:NEAR
EXTERN  GetTextExtentPoint32A@16:NEAR
EXTERN  GetWindowRect@8:NEAR
;Структуры
;Структура сообщения.
MSGSTRUCT  STRUC	
           MSHWND     DD ? ;Идентификатор окна, получающего сообщение.
           MSMESSAGE  DD ? ;Идентификатор сообщения.
           MSWPARAM   DD ? ;Доп. информация о сообщении.
           MSLPARAM   DD ? ;Доп. информация о сообщении.
           MSTIME     DD ? ;Время посылки сообщения.
           MSPT       DD ? ;Положение курсора во время посылки сообщения.
MSGSTRUCT ENDS	
;-----------------------
WNDCLASS  STRUC	
           CLSSTYLE     DD ? ;Стиль окна.
           CLWNDPROC    DD ? ;Указатель на процедуру окна.
           CLSCBCLSEX   DD ? ;Информация о доп. байтах для данной структуры.
           CLSCBWNDEX   DD ? ;Информация о доп. байтах для окна.
           CLSHINST     DD ? ;Дескриптор приложения.
           CLSHICON     DD ? ;Идентификатор иконки окна.
           CLSHCURSOR   DD ? ;Идентификатор курсора окна.
           CLBKGROUND   DD ? ;Идентификатор кисти окна.
           CLMENNAME    DD ? ;Имя-идентификатор меню.
           CLNAME       DD ? ;Специфицирует имя класса окон.
WNDCLASS  ENDS 
;-------------------------------- 
PAINTSTR  STRUC
    hdc     DWORD 0 
    fErase  DWORD 0
    left    DWORD 0
    top     DWORD 0
    right   DWORD 0
    bottom  DWORD 0
    fRes    DWORD 0
    fIncUp  DWORD 0
    Reserv DB 32 dup(0)
PAINTSTR  ENDS
;--------------------------
SIZET STRUC 
         X1 DWORD ?
         Y1 DWORD ?
SIZET ENDS 
RECT STRUC 
        L   DWORD ?  ;X - левого верхнего угла.
        T   DWORD ?  ;Y - левого верхнего угла.
        R   DWORD ?  ;Х - правого нижнего угла.
        B   DWORD ?  ;Y - правого нижнего угла.
RECT ENDS
Текст этого модуля можно взять здесь.


    Основной файл приложения содержит подключение файла pr20_1.asm (его имя pr20_2.asm):
.386P
;Плоская модель.
.MODEL FLAT, STDCALL
include pr20_1.asm
;Директивы компоновщику для подключения библиотек.
includelib c:\masm32\lib\user32.lib 
includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib
includelib c:\masm32\lib\gdi32.lib
;------------------------------------------------
;Сегмент данных. 
_DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA'
     NEWHWND     DD 0
     MSG         MSGSTRUCT <?>
     WC          WNDCLASS <?>
     PNT         PAINTSTR <?>
     SZT         SIZET <?>
     RCT         RECT <?>
     HINST       DD 0 ;Здесь хранится дескриптор приложения.
     TITLENAME   DB 'Текст в окне',0
     NAM         DB 'CLASS32',0
     XT          DWORD ?
     YT          DWORD ?
     TEXT        DB 'Текст в окне зеленый',0
     CONT        DWORD ?
_DATA ENDS 
;Сегмент кода.
_TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE'
START: 
;Получить дескриптор приложения.
     PUSH  0
     CALL  GetModuleHandleA@4
     MOV   [HINST], EAX
REG_CLASS:
;Заполнить структуру окна.
;Стиль.
     MOV [WC.CLSSTYLE],stylcl 
;Процедура обработки сообщений.
     MOV   [WC.CLWNDPROC], OFFSET WNDPROC
     MOV   [WC.CLSCBCLSEX], 0
     MOV   [WC.CLSCBWNDEX], 0
     MOV   EAX, [HINST]
     MOV   [WC.CLSHINST], EAX
 
;------------ пиктограмма окна
    PUSH   IDI_APPLICATION
    PUSH   0
    CALL   LoadIconA@8
    MOV    [WC.CLSHICON], EAX
;------------ курсор окна
    PUSH   IDC_CROSS
    PUSH   0
    CALL   LoadCursorA@8
    MOV    [WC.CLSHCURSOR], EAX
;------------
    PUSH   RGBW ;Цвет кисти.
    CALL   CreateSolidBrush@4;Создать кисть.
    MOV    [WC.CLBKGROUND],EAX 
    MOV    DWORD PTR [WC.CLMENNAME],0
    MOV    DWORD PTR [WC.CLNAME], OFFSET  NAM
    PUSH   OFFSET WC
    CALL   RegisterClassA@4
;Создать окно зарегистрированного класса.
    PUSH   0
    PUSH   [HINST]
    PUSH   0
    PUSH   0
    PUSH   DY0      ; DY0 - высота окна.
    PUSH   DX0      ; DX0 - ширина окна.
    PUSH   100      ; Координата Y.
    PUSH   100      ; Координата X.
    PUSH   WS_OVERLAPPEDWINDOW
    PUSH   OFFSET TITLENAME  ;Имя окна.
    PUSH   OFFSET NAM        ;Имя класса.
    PUSH   0
    CALL   CreateWindowExA@48
;Проверка на ошибку.
    CMP    EAX,0
    JZ    _ERR
    MOV   [NEWHWND], EAX  ;Дескриптор окна.
;------------------------------------
    PUSH  SW_SHOWNORMAL
    PUSH  [NEWHWND]
    CALL  ShowWindow@8    ;Показать созданное окно.
;------------------------------------
    PUSH  [NEWHWND]
    CALL UpdateWindow@4   ;Команда перерисовать видимую
                          ;часть окна, сообщение WM_PAINT.
;Цикл обработки сообщений 
MSG_LOOP:
    PUSH 0
    PUSH 0
    PUSH 0
    PUSH OFFSET MSG
    CALL GetMessageA@16
    CMP  EAX, 0
    JE   END_LOOP
    PUSH OFFSET MSG
    CALL TranslateMessage@4
    PUSH OFFSET MSG
    CALL DispatchMessageA@4
    JMP  MSG_LOOP 
END_LOOP: 
;Выход из программы (закрыть процесс).
    PUSH [MSG.MSWPARAM]
    CALL ExitProcess@4
_ERR:
    JMP  END_LOOP
;-----------------------------------------
;Процедура окна.
;Расположение параметров в стеке: 
;[ЕВР+14Н] LPARAM 
;[ЕВР+10Н] WPARAM 
;[ЕВР+0СН] MES 
;[ЕВР+08H] HWND 
WNDPROC PROC
        PUSH EBP
        MOV  EBP, ESP
        PUSH EBX
        PUSH ESI
        PUSH EDI
        CMP  DWORD PTR [EBP+0CH], WM_DESTROY
        JE   WMDESTROY
        CMP  DWORD PTR [EBP+0CH], WM_CREATE
        JE   WMCREATE
        CMP  DWORD PTR [EBP+0CH], WM_PAINT
        JE   WMPAINT
        JMP  DEFWNDPROC
WMPAINT:
;--------------------------
        PUSH OFFSET PNT
        PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
        CALL BeginPaint@8
        MOV  CONT,EAX ;Сохранить контекст (дескриптор)
;------------------------ цвет фона = цвет окна
        PUSH RGBW
        PUSH EAX
        CALL SetBkColor@8
;------------------------ цвет текста (красный)
        PUSH RGBT
        PUSH CONT
        CALL SetTextColor@8
;Вычислить длину текста в пикселях текста.
        PUSH OFFSET TEXT
        CALL LENSTR
        PUSH EBX ;Сохраним длину строки.
        PUSH OFFSET SZT
        PUSH EBX 
        PUSH OFFSET TEXT
        PUSH CONT
        CALL GetTextExtentPoint32A@16
;------------------------ размер окна
        PUSH OFFSET RCT
        PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
        CALL GetWindowRect@8
;------------------------ вычисления координат
        MOV EAX,RCT.R
        SUB EAX,RCT.L
        SUB EAX,SZT.X1
        SHR EAX,1 ;Текст посередине.
        MOV XT,EAX
        MOV EAX,RCT.B
        SUB EAX,RCT.T
        SHR EAX,1 
        SUB EAX,25 ;Учтем заголовочную часть окна.
        MOV YT,EAX
;------------------------ вывести текст
;Длина строки уже в стеке.
        PUSH OFFSET TEXT
        PUSH YT          ;Y
        PUSH XT          ;X
        PUSH CONT        ;Контекст окна.
        CALL TextOutA@20
;------------------------ закрыть контекст
        PUSH OFFSET PNT
        PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
        CALL EndPaint@8 
        MOV EAX, 0 
        JMP FINISH 
WMCREATE:
        MOV EAX, 0 
        JMP FINISH 
DEFWNDPROC:
        PUSH DWORD PTR [EBP+14H]
        PUSH DWORD PTR [EBP+10H]
        PUSH DWORD PTR [EBP+0CH]
        PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
        CALL DefWindowProcA@16
        JMP  FINISH
WMDESTROY:	
        PUSH 0                   ;MB_OK
        CALL PostQuitMessage@4   ;Сообщение WM_QUIT.
        MOV  EAX, 0
FINISH:	
        POP  EDI
        POP  ESI
        POP  EBX
        POP  EBP
        RET  16
WNDPROC ENDP
;---------------- ФУНКЦИЯ -----------------------
;Длина строки, [ЕВР+08Н] - указатель на строку.
LENSTR  PROC
        PUSH EBP
        MOV  EBP,ESP
        PUSH ESI
        MOV  ESI,DWORD PTR [EBP+8]
        XOR  EBX,EBX
LBL1:
        CMP  BYTE PTR [ESI],0 
        JZ   LBL2 
        INC  EBX 
        INC  ESI 
        JMP  LBL1
LBL2:
        POP  ESI
        POP  EBP
        RET  4
LENSTR  ENDP 
_TEXT   ENDS 
        END START
Текст этой программы можно взять здесь.

    На следующем шаге мы рассмотрим вывод информации различными шрифтами.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг