На этом шаге мы рассмотрим несколько простых консольных функций и их применение.
Работать с чужой консолью не всегда удобно. А для того чтобы создать а консоль, используется функция AllocConsole. По завершении программы выделенные консоли автоматически освобождаются. Однако это можно сделать и принудительно, используя функцию FreeConsole. Для того чтобы получить дескриптор консоли, используется уже знакомая функция GetStdHandle, аргументом которой может являться следующая из трех констант:
Следует отметить, что один процесс может иметь только одну консоль, по этому выполнение в начале программы FreeConsole обязательно. При за пуске программы в "чужой" консоли она наследует эту консоль, поэтом пока мы не выполним функцию FreeConsole, новой консоли не создать - чужой консоли эта функция закрыть не может.
Для чтения из буфера консоли используется функция ReadConsole. Значения параметров этой функции (слева направо) следующие:
Установить позицию курсора в консоли можно при помощи функции SetConsoleCursorPosition со следующими параметрами:
COORD STRUC X WORD ? Y WORD ? COORD ENDS
Отметим, что вторым параметром является не указатель на структуру (что обычно бывает), а именно структура. На самом деле для ассемблера это просто двойное слово (DWORD), у которого младшее слово - координата X, а старшее слово - координата Y.
Установить цвет выводимых букв можно с помощью функции SetConsoleTextAttribute. Первым параметром этой функции является дескриптор выходного буфера консоли, а вторым - цвет букв и фона. Цвет получается путем комбинации (сумма или операция "ИЛИ") двух или более из представленных ниже констант. Причем возможна "смесь" не только цвета и интенсивности, но и цветов (смотри программу ниже).
FOREGROUND_BLUE equ 1h ;Cиний цвет букв. FOREGROUND_GREEN equ 2h ;Зеленый цвет букв. FOREGROUND_RED equ 4h ;Красный цвет букв. FOREGROUND_INTENSITY equ 8h ;Повышенная интенсивность. BACKGROUND_BLUE equ 10h ;Синий цвет фона. BACKGROUND_GREEN equ 20h ;Зеленый цвет фона. BACKGROUND_RED equ 40h ;Красный цвет фона. BACKGROUND_INTENSITY equ 80h ;Повышенная интенсивность.
Для определения заголовка окна консоли используется функция SetConsoleTitle, единственным параметром которой является адрес строки с нулем на конце. Здесь следует оговорить следующее: если для вывода в само окно консоли требовалась DOS-кодировка, то для установки заголовка требуется Windows-кодировка. Чтобы покончить с этой проблемой раз и навсегда, посмотрим, как это можно решить средствами Windows.
Существует специальная функция CharToOem. Первым параметром этой функции является указатель на строку, которую следует перекодировать, а вторым параметром - на строку, куда следует поместить результат. Причем поместить результат можно и в строку, которую перекодируем. Вот и все, проблема перекодировки решена. В дальнейшем, в консольных приложениях, мы будем использовать данную функцию без особых оговорок.
Мы рассмотрели несколько консольных функций, всего их около пятидесяти. Нет нужды говорить обо всех этих функциях. На некоторых мы еще остановимся, но надеемся, что по приведенным примерам и обсуждениям вы сможете сами использовать в своих программах другие консольные функции. Отметим только, что для большинства консольных функций характерно то, что при правильном их завершении возвращается ненулевое значение. В случае ошибки в ЕАХ помещается ноль. Ну что же, пора приступать к разбору следующих примеров.
Рис.1. Результат работы приложения
.386P ;Плоская модель памяти. .MODEL FLAT, STDCALL ;Константы. STD_OUTPUT_HANDLE equ -11 STD_INPUT_HANDLE equ -10 ;Атрибуты цветов. FOREGROUND_BLUE equ 1h ;Cиний цвет букв. FOREGROUND_GREEN equ 2h ;Зеленый цвет букв. FOREGROUND_RED equ 4h ;Красный цвет букв. FOREGROUND_INTENSITY equ 8h ;Повышенная интенсивность. BACKGROUND_BLUE equ 10h ;Синий цвет фона. BACKGROUND_GREEN equ 20h ;Зеленый цвет фона. BACKGROUND_RED equ 40h ;Красный цвет фона. BACKGROUND_INTENSITY equ 80h ;Повышенная интенсивность. COL1 = 2h+8h ;Цвет выводимого текста. COL2 = 1h+2h+8h ;Цвет выводимого текста 2. ;Прототипы внешних процедур. EXTERN GetStdHandle@4:NEAR EXTERN WriteConsoleA@20:NEAR EXTERN ExitProcess@4:NEAR EXTERN SetConsoleCursorPosition@8:NEAR EXTERN SetConsoleTitleA@4:NEAR EXTERN FreeConsole@0:NEAR EXTERN AllocConsole@0:NEAR EXTERN CharToOemA@8:NEAR EXTERN SetConsoleCursorPosition@8:NEAR EXTERN SetConsoleTextAttribute@8:NEAR EXTERN ReadConsoleA@20:NEAR EXTERN SetConsoleScreenBufferSize@8:NEAR EXTERN ExitProcess@4:NEAR ;Директивы компоновщику для подключения библиотек. includelib c:\masm32\lib\user32.lib includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib ;------------------------------------------------ COOR STRUC X WORD ? Y WORD ? COOR ENDS ;Сегмент данных. _DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA' HANDL DWORD ? HANDL1 DWORD ? STR1 DB "Введите строку:",13,10,0 STR2 DB "Простой пример работы консоли",0 BUF DB 200 dup(?) LENS DWORD ? ;Количество выведенных символов. CRD COOR <?> _DATA ENDS ;Сегмент кода. _TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE' START: ;Перекодируем строки. PUSH OFFSET STR1 PUSH OFFSET STR1 CALL CharToOemA@8 PUSH OFFSET STR2 PUSH OFFSET STR2 CALL CharToOemA@8 ;Образовать консоль. ;Вначале освободить уже существующую. CALL FreeConsole@0 CALL AllocConsole@0 ;Получить HANDL1 ввода. PUSH STD_INPUT_HANDLE CALL GetStdHandle@4 MOV HANDL1,EAX ;Получить HANDL вывода. PUSH STD_OUTPUT_HANDLE CALL GetStdHandle@4 MOV HANDL, EAX ;Установить новый размер окна консоли. MOV CRD.X,100 MOV CRD.Y,25 PUSH CRD PUSH EAX CALL SetConsoleScreenBufferSize@8 ;Задать заголовок окна консоли. PUSH OFFSET STR2 CALL SetConsoleTitleA@4 ;Установить позицию курсора. MOV CRD.X,0 MOV CRD.Y,10 PUSH CRD PUSH HANDL CALL SetConsoleCursorPosition@8 ;Задать цветовые атрибуты выводимого текста. PUSH COL1 PUSH HANDL CALL SetConsoleTextAttribute@8 ;Вывести строку. PUSH OFFSET STR1 CALL LENSTR ;В ЕВХ длина строки. PUSH 0 PUSH OFFSET LENS PUSH EBX PUSH OFFSET STR1 PUSH HANDL CALL WriteConsoleA@20 ;Ждать ввод строки. PUSH 0 PUSH OFFSET LENS PUSH 200 PUSH OFFSET BUF PUSH HANDL1 CALL ReadConsoleA@20 ;Вывести полученную строку. ;Вначале задать цветовые атрибуты выводимого текста. PUSH COL2 PUSH HANDL CALL SetConsoleTextAttribute@8 ;------------------------------------------ PUSH 0 PUSH OFFSET LENS PUSH [LENS] ;Длина вводимой строки. PUSH OFFSET BUF PUSH HANDL CALL WriteConsoleA@20 ;Небольшая задержка. MOV ECX,01FFFFFFFH L1: LOOP L1 ;Закрыть консоль. CALL FreeConsole@0 CALL ExitProcess@4 ;Строка - [EBP+08H]. ;Длина в ЕВХ LENSTR PROC ENTER 0,0 PUSH EAX ;---------------------- CLD MOV EDI,DWORD PTR [EBP+08H] MOV EBX,EDI MOV ECX,100 ;Ограничить длину строки. XOR AL,AL REPNE SCASB ;Найти символ 0. SUB EDI,EBX ;Длина строки, включая 0. MOV EBX,EDI DEC EBX ;---------------------- POP EAX LEAVE RET 4 LENSTR ENDP _TEXT ENDS END START
В приведенной программе, кроме уже описанных функций, появились еще две. SetConsoleCursorPosition - установить позицию курсора, и здесь все довольно ясно. Функция SetConsoleScreenBufferSize менее понятна. Она устанавливает размер буфера окна консоли. Этот размер не может уменьшить уже существующий буфер (существующее окно), а может только его увеличить.
Заметим, кстати, что в функции LENSTR мы теперь используем пару команд ENTER - LEAVE вместо обычных сочетаний команд:
PUSH BP MOV BP,SP SUB SP,N и MOV SP,BP POP BP
Со следующего шага мы начнем рассматривать обработку событий от мыши и клавиатуры в консольных приложениях.