На этом шаге мы дадим краткую характеристику события WINDOW_BUFFER_SIZE_EVENT и рассмотрим программу, использующую обработку событий от мыши и клавиатуры.
В структуре события WINDOW_BUFFER_SIZE_EVENT по смещению +4 находится двойное слово, содержащее новый размер консольного окна. Младшее слово - это размер по X, старшее слово - размер по Y. Да, когда речь идет о консольном окне, все размеры и координаты даются в "символьных" единицах.
Что касается последних событий KEY_EVENT и MOUSE_EVENT, то там также значимым является двойное слово по смещению +4. В следующем листинге дана простая программа обработки консольных событий. При перемещении мыши в консольном окне выводятся ее координаты. По гажатию клавиши ESC осуществляется выход из приложения.
.386P ;Плоская модель памяти. .MODEL FLAT, STDCALL ;Константы. STD_OUTPUT_HANDLE equ -11 STD_INPUT_HANDLE equ -10 ;Тип события. KEY_EV equ 1h MOUSE_EV equ 2h ;Прототипы внешних процедур. EXTERN wsprintfA:NEAR EXTERN GetStdHandle@4:NEAR EXTERN WriteConsoleA@20:NEAR EXTERN SetConsoleCursorPosition@8:NEAR EXTERN SetConsoleTitleA@4:NEAR EXTERN FreeConsole@0:NEAR EXTERN AllocConsole@0:NEAR EXTERN CharToOemA@8:NEAR EXTERN SetConsoleTextAttribute@8:NEAR EXTERN ReadConsoleInputA@16:NEAR EXTERN ExitProcess@4:NEAR ;Директивы компоновщику для подключения библиотек. includelib c:\masm32\lib\user32.lib includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib ;------------------------------------------------ COOR STRUC X WORD ? Y WORD ? COOR ENDS ;Сегмент данных. _DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA' HANDL DWORD ? HANDL1 DWORD ? TITL DB "Обработка событий мыши",0 BUF DB 200 dup(0) LENS DWORD ? ;Количество выведенных символов. CO DWORD ? FORM DB "Координаты: %u %u ",0 CRD COOR <?> STR1 DB "Для выхода нажмите ESC",0 MOUS_KEY WORD 19 dup(?) _DATA ENDS ;Сегмент кода. _TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE' START: ;Образовать консоль. ;Вначале освободить уже существующую. CALL FreeConsole@0 CALL AllocConsole@0 ;Получить HANDL1 ввода. PUSH STD_INPUT_HANDLE CALL GetStdHandle@4 MOV HANDL1,EAX ;Получить HANDL вывода. PUSH STD_OUTPUT_HANDLE CALL GetStdHandle@4 MOV HANDL,EAX ;Задать заголовок окна консоли. PUSH OFFSET TITL PUSH OFFSET TITL CALL CharToOemA@8 PUSH OFFSET TITL CALL SetConsoleTitleA@4 ;************************************* ;Перекодировка строки. PUSH OFFSET STR1 PUSH OFFSET STR1 CALL CharToOemA@8 ;Длина строки. PUSH OFFSET STR1 CALL LENSTR ;Вывести строку. PUSH 0 PUSH OFFSET LENS PUSH EBX PUSH OFFSET STR1 PUSH HANDL CALL WriteConsoleA@20 ;Цикл ожиданий: движение мыши или нажатие ESC. LOO: ;Координаты курсора. MOV CRD.X,0 MOV CRD.Y,10 PUSH CRD PUSH HANDL CALL SetConsoleCursorPosition@8 ;Прочитать одну запись о событии. PUSH OFFSET CO ;Количество реально почитанных записей. PUSH 1 ;Количество получаемых записей. PUSH OFFSET MOUS_KEY ;Буфер для размещения записей. PUSH HANDL1 ;Дексриптор входного буфера консоли. CALL ReadConsoleInputA@16 ;Проверим, не с мышью ли что? CMP WORD PTR MOUS_KEY,MOUSE_EV JNE LOO1 ;Здесь преобразуем координаты мыши в строку. MOV AX,WORD PTR MOUS_KEY+6 ;У - мышь. ;Копирование с обнулением старших битов. MOVZX EAX,AX PUSH EAX MOV AX,WORD PTR MOUS_KEY+4 ;Х - мышь. ;Копирование с обнулением старших битов. MOVZX EAX,AX PUSH EAX PUSH OFFSET FORM PUSH OFFSET BUF CALL wsprintfA ;Восстановить стек. ADD ESP,16 ;Перекодировать строку для вывода. PUSH OFFSET BUF PUSH OFFSET BUF CALL CharToOemA@8 ;Длина строки. PUSH OFFSET BUF CALL LENSTR ;Вывести на экран координаты курсора. PUSH 0 PUSH OFFSET LENS PUSH EBX PUSH OFFSET BUF PUSH HANDL CALL WriteConsoleA@20 JMP LOO ;К началу цикла. LOO1: ;Нет ли события от клавиатуры? CMP WORD PTR MOUS_KEY,KEY_EV JNE LOO ;Есть, какое? CMP BYTE PTR MOUS_KEY+14,27 JNE LOO ;************************************* ;Закрыть консоль. CALL FreeConsole@0 PUSH 0 CALL ExitProcess@4 RET ;Процедура определения длины строки. ;Строка - [EBP+08H]. ;Длина в ЕВХ LENSTR PROC ENTER 0,0 PUSH EAX ;---------------------- CLD MOV EDI,DWORD PTR [EBP+08H] MOV EBX,EDI MOV ECX,100 ;Ограничить длину строки. XOR AL,AL REPNE SCASB ;Найти символ 0. SUB EDI,EBX ;Длина строки, включая 0. MOV EBX,EDI DEC EBX ;---------------------- POP EAX LEAVE RET 4 LENSTR ENDP _TEXT ENDS END START
Результат работы приложения изображен на рисунке 1:
Рис.1. Результат работы приложения
После того как вы познакомились с приведенной программой, давайте ее подробнее обсудим.
Начнем с функции wsprintfA. Она имеет переменное число параметров. Первые два параметра обязательны. Вначале идет указатель на буфер, куда будет скопирована результирующая строка. Вторым идет указатель на форматную строку. Форматная строка может содержать текст, а также собственно формат выводимых параметров. Поля, содержащие информацию о параметре, начинаются с символа %. Формат этих полей в точности соответствует формату полей, используемых в стандартных С-функциях printf, sprintf и др. Исключением является отсутствие в формате для функции wsprintfA вещественных чисел. Нет нужды рассматривать этот формат подробно, заметим только, что каждое поле в форматной строке соответствует параметру (начиная с третьего). В нашем случае форматная строка была равна: "Координаты: %u %u ". Это означало, что далее в стек будет отправлено два числовых параметра типа WORD. Конечно, в стек мы отправили два двойных слова, позаботившись лишь о том, чтобы старшие слова были обнулены. Для такой операции очень удобна команда микропроцессора MOVZX, которая копирует второй операнд в первый так, чтобы биты старшего слова были заполнены нулями. Если бы параметры были двойными словами, то вместо поля %u мы бы поставили %lu. В случае, если поле форматной строки определяет строку-параметр, например "%s", в стек следует отправлять указатель на строку (что естественно).
Поскольку функция "не знает", сколько параметров может быть в нее отправлено, разработчики не стали усложнять текст этой функции и оставили нам задачу освобождения стека. Стек освобождается командой ADD ESP,N. Здесь N - количество удаляемых байтов.
Обратимся теперь к функции ReadConsoleInputA. К уже сказанному о ней добавлю только, что если буфер событий пуст, то функция будет ждать, пока "что-то" не случится с консольным окном, и только тогда возвратит управление. Кроме того, мы можем указать, чтобы функция возвращала не одну, а несколько записей о происшедших с консолью событиях. В этом случае в буфер будет помещена не одна, а несколько информационных записей. Но мы на этом останавливаться не будем.
Отметим, как откомпилировать данную программу в TASM32. Как обычно, удаляем все значки @N, указываем библиотеку import32.lib и, наконец, wsprintfA меняем на _wsprintfA.
На следующем шаге мы рассмотрим использование таймера в консольном приложении.