На этом шаге мы рассмотрим включение пиктограмм в приложение.
Пиктограммы могут быть описаны в самом файле ресурсов, либо храниться в отдельном ico-файле. Рассмотрим последний случай. Вот файл ресурсов resu.rc:
#define IDI_ICON1 1
IDI_ICON1 ICON "help.ico"
Как видите, файл содержит всего две значимых строки. Одна строка определяет идентификатор пиктограммы, вторая - ассоциирует идентификатор с файлом help.ico. Оператор define является С-оператором препроцессора. Как вы увидите в дальнейшем, язык ресурсов очень напоминает язык С. Откомпилируем текстовый файл resu.rc:
RC resu.rc .
На диске появляется объектный файл resu.RES. При компоновке укажем этот файл в командной строке:
LINK /subsystem:windows <имя объектного файла> resu.res
Возникает вопрос: как использовать данный ресурс в программе? Здесь все просто: предположим, что мы хотим установить новую пиктограмму для окна. Вот фрагмент программы, который устанавливает стандартную пиктограмму для главного окна:
. . . . PUSH IDI_APPLICATION PUSH 0 CALL LoadIconA@8 MOV [WC.CLSHICON], EAX . . . .
А вот фрагмент программы для установки пиктограммы, указанной в файле ресурсов:
. . . . PUSH 1 ;Идентификатор пиктограммы (см. файл resu.rc). PUSH [HINST] ;Идентификатор процесса. CALL LoadIconA@8 MOV [WC.CLSHICON] , EAX . . . .
Изменим программу из шага 16, разместив в ней идентификатор пиктограммы из файла ресурса.
;Константы. ;Сообщение приходит при закрытии окна. WM_DESTROY equ 2 ;Сообщение приходит при создании окна. WM_CREATE equ 1 ;Сообщение при щелчке левой кнопкой мыши в области окна. WM_LBUTTONDOWN equ 201h WM_COMMAND equ 111h ;Свойства окна. CS_WREDRAW equ 1h CS_HREDRAW equ 2h CS_GLOBALCLASS equ 4000h WS_OVERLAPPEDWINDOW equ 000CF0000H STYLE equ CS_HREDRAW+CS_WREDRAW+CS_GLOBALCLASS BS_DEFPUSHBUTTON equ 1h WS_VISIBLE equ 10000000h WS_CHILD equ 40000000h STYLBTN equ WS_CHILD+BS_DEFPUSHBUTTON+WS_VISIBLE ;Идентификатор курсора. IDC_ARROW equ 32512 ;Режим показа окна - нормальный. SW_SHOWNORMAL equ 1 ;Прототипы внешних процедур. EXTERN MessageBoxA@16:NEAR EXTERN CreateWindowExA@48:NEAR EXTERN DefWindowProcA@16:NEAR EXTERN DispatchMessageA@4:NEAR EXTERN ExitProcess@4:NEAR EXTERN GetMessageA@16:NEAR EXTERN GetModuleHandleA@4:NEAR EXTERN LoadCursorA@8:NEAR EXTERN LoadIconA@8:NEAR EXTERN PostQuitMessage@4:NEAR EXTERN RegisterClassA@4:NEAR EXTERN ShowWindow@8:NEAR EXTERN TranslateMessage@4:NEAR EXTERN UpdateWindow@4:NEAR ;Структуры ;Структура сообщения. MSGSTRUCT STRUC MSHWND DD ? ;Идентификатор окна, получающего сообщение. MSMESSAGE DD ? ;Идентификатор сообщения. MSWPARAM DD ? ;Доп. информация о сообщении. MSLPARAM DD ? ;Доп. информация о сообщении. MSTIME DD ? ;Время посылки сообщения. MSPT DD ? ;Положение курсора во время посылки сообщения. MSGSTRUCT ENDS ;----------------------- WNDCLASS STRUC CLSSTYLE DD ? ;Стиль окна. CLWNDPROC DD ? ;Указатель на процедуру окна. CLSCBCLSEX DD ? ;Информация о доп. байтах для данной структуры. CLSCBWNDEX DD ? ;Информация о доп. байтах для окна. CLSHINST DD ? ;Дескриптор приложения. CLSHICON DD ? ;Идентификатор иконки окна. CLSHCURSOR DD ? ;Идентификатор курсора окна. CLBKGROUND DD ? ;Идентификатор кисти окна. CLMENNAME DD ? ;Имя-идентификатор меню. CLNAME DD ? ;Специфицирует имя класса окон. WNDCLASS ENDS
.386P ;Плоская модель. .MODEL FLAT, STDCALL include pr33_1.asm ;Директивы компоновщику для подключения библиотек. includelib c:\masm32\lib\user32.lib includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib ;------------------------------------------------ ;Сегмент данных. _DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA' NEWHWND DD 0 MSG MSGSTRUCT <?> WC WNDCLASS <?> HINST DD 0 ;Здесь хранится дескриптор приложения. TITLENAME DB 'Пример - кнопка выхода',0 CLASSNAME DB 'CLASS32',0 CPBUT DB 'Выход',0 ;Выход. CLSBUTN DB 'BUTTON',0 HWNDBTN DWORD 0 CAP DB 'Сообщение',0 MES DB 'Конец работы программы',0 _DATA ENDS ;Сегмент кода. _TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE' START: ;Получить дескриптор приложения. PUSH 0 CALL GetModuleHandleA@4 MOV [HINST], EAX REG_CLASS: ;Заполнить структуру окна. ;Стиль. MOV [WC.CLSSTYLE],STYLE ;Процедура обработки сообщений. MOV [WC.CLWNDPROC], OFFSET WNDPROC MOV [WC.CLSCBCLSEX], 0 MOV [WC.CLSCBWNDEX], 0 MOV EAX, [HINST] MOV [WC.CLSHINST], EAX ;------------ пиктограмма окна ; PUSH IDI_APPLICATION ; PUSH 0 ; CALL LoadIconA@8 ; MOV [WC.CLSHICON], EAX PUSH 1 ;Идентификатор пиктограммы (см. файл resu.rc). PUSH [HINST] ;Идентификатор процесса. CALL LoadIconA@8 MOV [WC.CLSHICON], EAX ;------------ курсор окна PUSH IDC_ARROW PUSH 0 CALL LoadCursorA@8 MOV [WC.CLSHCURSOR], EAX ;------------ MOV [WC.CLBKGROUND], 17 ;Цвет окна. MOV DWORD PTR [WC.CLMENNAME],0 MOV DWORD PTR [WC.CLNAME], OFFSET CLASSNAME PUSH OFFSET WC CALL RegisterClassA@4 ;Создать окно зарегистрированного класса. PUSH 0 PUSH [HINST] PUSH 0 PUSH 0 PUSH 400 ; DY - высота окна. PUSH 400 ; DX - ширина окна. PUSH 100 ; Y - координата левого верхнего угла. PUSH 100 ; X - координата левого верхнего угла. PUSH WS_OVERLAPPEDWINDOW PUSH OFFSET TITLENAME ;Имя окна. PUSH OFFSET CLASSNAME ;Имя класса. PUSH 0 CALL CreateWindowExA@48 ;Проверка на ошибку. CMP EAX,0 JZ _ERR MOV [NEWHWND], EAX ;Дескриптор окна. ;------------------------------------ PUSH SW_SHOWNORMAL PUSH [NEWHWND] CALL ShowWindow@8 ;Показать созданное окно. ;------------------------------------ PUSH [NEWHWND] CALL UpdateWindow@4 ;Команда перерисовать видимую ;часть окна, сообщение WM_PAINT. ;Цикл обработки сообщений MSG_LOOP: PUSH 0 PUSH 0 PUSH 0 PUSH OFFSET MSG CALL GetMessageA@16 CMP EAX, 0 JE END_LOOP PUSH OFFSET MSG CALL TranslateMessage@4 PUSH OFFSET MSG CALL DispatchMessageA@4 JMP MSG_LOOP END_LOOP: ;Выход из программы (закрыть процесс). PUSH [MSG.MSWPARAM] CALL ExitProcess@4 _ERR: JMP END_LOOP ;----------------------------------------- ;Процедура окна. ;Расположение параметров в стеке: ;[ЕВР+014Н] LPARAM ;[ЕВР+10Н] WAPARAM ;[ЕВР+0СН] MES ;[ЕВР+8] HWND WNDPROC PROC PUSH EBP MOV EBP, ESP PUSH EBX PUSH ESI PUSH EDI CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_DESTROY JE WMDESTROY CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_CREATE JE WMCREATE CMP DWORD PTR [EBP+0CH],WM_COMMAND JE WMCOMMAND JMP DEFWNDPROC ;Нажатие правой кнопки приводит к закрытию окна. WMCOMMAND: MOV EAX,HWNDBTN CMP DWORD PTR [EBP+14H], EAX ;Не кнопка ли нажата? JE WMDESTROY MOV EAX,0 JMP FINISH WMCREATE: ;Создать окно-кнопку. PUSH 0 PUSH [HINST] PUSH 0 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] PUSH 20 ;DY PUSH 60 ;DX PUSH 10 ;Y PUSH 10 ;X PUSH STYLBTN PUSH OFFSET CPBUT ;Имя окна. PUSH OFFSET CLSBUTN ;Имя класса. PUSH 0 CALL CreateWindowExA@48 MOV HWNDBTN,EAX ;Запомнить дескриптор кнопки. JMP FINISH DEFWNDPROC: PUSH DWORD PTR [EBP+14H] PUSH DWORD PTR [EBP+10H] PUSH DWORD PTR [EBP+0CH] PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL DefWindowProcA@16 JMP FINISH WMDESTROY: PUSH 0 ;MB_OK PUSH OFFSET CAP PUSH OFFSET MES PUSH DWORD PTR [EBP+08H] ;Дескриптор окна. CALL MessageBoxA@16 PUSH 0 CALL PostQuitMessage@4 ;Сообщение WM_QUIT. MOV EAX, 0 FINISH: POP EDI POP ESI POP EBX POP EBP RET 16 WNDPROC ENDP _TEXT ENDS END START
Для получения исполняемого файла нужно выполнить следующие действия:
RC resu.rc .
ML.EXE /c /coff pr33_2.asm .
LINK /subsystem:windows pr33_2.obj resu.res
Результат работы программы представлен на рисунке 1 (обратите внимание на пиктограмму окна - она изменилась!):
Рис.1. Результат работы приложения
В заключение отметим, что компилятор ресурсов brcc32.exe (из пакета TASM32) допускает включение пиктограммы в текст проекта.
На следующем шаге мы рассмотрим использование курсоров.