Шаг 5.
Пример простой программы на C++

    Здесь мы рассмотрим общую структуру программы на языке С++.

    Давайте рассмотрим простую программу на языке C++. Такой пример нужен нам лишь для выявления некоторых основных черт любой программы, написанной на языке С++. Далее мы дадим пояснения к каждой программной строке, но вначале просто взгляните на программу и попытайтесь понять, что она будет делать.

   //Простая программа, написанная на языке C++.
   #include <iostream.h>
   main ()
   {
      int num=1;
      cout << "Я - простая";
      cout << " вычислительная машина.\n";
      cout<<"Мое любимое число "<<num<<", потому что оно самое 
первое.\n";
   }
Текст этой программы можно взять здесь.


Замечание. Все примеры проверены в среде программирования Borland C++ 4.5.

    Результат выполнения программы:

     Я - простая вычислительная машина.
     Мое любимое число 1, потому что оно самое первое.

    Комментарии к программе.

    //Простая программа, написанная на языке C++. Это комментарий. Использование комментариев облегчает процесс понимания вашей программы любым программистом (включая вас самих). Большим удобством при написании комментариев является возможность располагать их на той же строке, что и операции, которые они поясняют. Длинный комментарий может помещаться на отдельной строке или даже занимать несколько строк. Для записи комментария могут использоваться следующие символы:

   

    #include <iostream.h> - директива препроцессора. Подключение к нашей программе файла с именем iostream.h позволяет воспользоваться потоками ввода (cin) и вывода (cout), о которых мы поговорим позже. В некоторых случаях включение этой строки в начало программы обязательно, а в некоторых - нет. Это зависит от программы.

    Упомянутая строка не является оператором языка C++. Символ # указывает, что она должна быть обработана препроцессором языка C++. Препроцессор осуществляет некоторую предварительную обработку текста программы перед началом компиляции.

   

    main() - имя функции. Любая программа, написанная на языке C++, состоит из одной или более функций, являющихся основными модулями, из которых она собирается. Наша программа состоит из одной функции main(), и круглые скобки указывают именно на то, что main - имя функции (англ. main - главный). Программа, написанная на языке C++, всегда начинает выполняться с функции, названной main(), поэтому мы имеем возможность выбирать имена для всех используемых нами функций кроме той, с которой начинается выполнение программы.

    В круглых скобках в общем случае содержится информация, передаваемая этой функции. В нашем примере передача информации отсутствует, и, следовательно, скобки пусты.

   

    { и } - фигурные скобки отмечают начало и конец тела функции. Фигурные скобки применяются также и для того, чтобы объединить несколько операторов программы в составной оператор или блок (аналогичны операторным скобкам Begin и End языка Pascal).

   

    int num=1; - оператор описания, совмещенный с оператором присваивания. С помощью такого оператора мы объявляем, что будем использовать в программе переменную num, которая принимает целые (int) значения. Сразу же при описании переменной мы присваиваем ей значение 1. Таким образом здесь не только выделяется память под размещение значения переменной, но и происходит инициализация выделенного участка памяти.

    Точка с запятой в конце программной строки указывает на то, что в ней содержится оператор языка C++, причем этот символ является здесь частью оператора, а не разделителем операторов, как в языке Pascal.

    Слово int является ключевым словом, определяющим один из простейших типов данных языка C++. Напомним, что ключевыми словами называются специальные зарезервированные слова, используемые для построения предложений языка.


Замечание. В языке C++ все переменные должны быть описаны, хотя описание переменной может находиться где угодно, но до первого использования этой переменной!

   

    cout<<"Я - простая"; - помещение в поток вывода фразы, заключенной в кавычки. Стандартный поток вывода связан с экраном, поэтому символы, заключенные в кавычки, появятся на экране дисплея.

   

    cout<<" вычислительная машина.\n"; - добавляет слова "вычислительная машина" в конец последней выведенной на экран фразы (в той же строке). Символы \n не появятся на экране. Эти символы служат директивой начать новую строку на устройстве вывода. Комбинация символов \n на самом деле представляет собой один символ,  называемый новая строка. Его смысл кратко формулируется так: начать вывод новой строки с самой левой колонки следующей строки. Для этого символа не существует соответствующей символьной клавиши клавиатуры (ему соответствует клавиша Enter). Символ новая строка служит одним из примеров того, что называется ESC-последовательностью.


Замечание. Вместо символов \n можно использовать команду endl:
     cout<<" вычислительная машина."<<endl;

   

    cout<<"Мое любимое число "<<num<<", потому что оно самое первое.\n"; - вывод на экран фраз, заключенных в кавычки, и значения переменной num.

   

    Файл, содержащий программу, может иметь любое имя, правда с тем ограничением, что оно должно удовлетворять ограничениям на имя в данной операционной системе и иметь расширение cpp. Например, prog.cpp или MMM.CPP.

    Мы рассмотрели общую структуру программы на C++. На следующем шаге мы приведем несколько программ, иллюстрирующих использование описанных выше типов и операций.


Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг