Шаг 24.
Особенности использования деструкторов при наследовании

    На этом шаге мы перечислим особенности использования деструкторов при наследовании.

    Конструктор вызывается при создании каждого объекта класса и выполняет все необходимые операции как для выделения памяти для данных объекта, так и для ее инициализации. Когда объект уничтожается при завершении программы или при выходе из области действия определения соответствующего класса, необходимы противоположные операции, самая важная из которых - освобождение памяти. Эти операции могут и должны выполняться по-разному в зависимости от особенностей конкретного класса. Поэтому в определение класса явно или по умолчанию включают специальную принадлежащую классу функцию - деструктор. Деструктор имеет строго фиксированное имя вида:

          ~имя_класса               .

    У деструктора не может быть параметров (даже типа void), и деструктор не имеет возможности возвращать какой-либо результат, даже типа void. Статус доступа деструктора по умолчанию public (т.е. деструктор доступен во всей области действия определения класса).

    В несложных классах деструктор обычно определяется по умолчанию. Например, в классе point деструктор явно не определен, и компилятор предполагает, что он имеет вид:

               ~point()   {  } ;               .

    В классе star деструктор явно определен:

         ~star() { hide(); }

    Его действие: убрать с экрана изображение звезды.

    Деструкторы не наследуются, поэтому даже при отсутствии в производном классе (например, в классе star) деструктора он не передается из базового (например, из point), а формируется компилятором как умалчиваемый со статусом доступа public. Этот деструктор вызывает деструкторы базовых классов. В рассматриваемом примере это будет выглядеть примерно так:

   public:   
     ~spot()   {  ~point{};  }     .

    В любом классе могут быть в качестве компонентов определены другие классы. В этих классах будут свои деструкторы, которые при уничтожении объекта охватывающего (внешнего) класса выполняются после деструктора охватывающего класса.

    Деструкторы базовых классов выполняются в порядке, обратном перечислению классов в определении производного класса. Таким образом порядок уничтожения объекта противоположен по отношению к порядку его конструирования.

    Вызовы деструкторов для объектов класса и для базовых классов выполняются неявно и не требуют никаких действий программиста. Однако вызов деструктора того класса, объект которого уничтожается в соответствии с логикой выполнения программы, может быть явным. Это может быть, например, случай, когда при создании объекта для него явно выделялась память. Примером целесообразности явного вызова деструктора может служить класс star.

    На следующем шаге мы приведем программу для работы с объектами класса star.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг