На этом шаге мы рассмотрим приемы форматирования данных.
Непосредственное применение операций вывода << (включение в поток) и ввода >> (извлечение из потока) к стандартным потокам cout, cin, cerr, clog для данных базовых типов приводит к использованию "умалчиваемых" форматов внешнего представления пересылаемых значений. Например, при выводе чисел каждое из них занимает ровно столько позиций, сколько необходимо для его представления. Это не всегда удобно и правильно. Например, выполнение операторов:
int il = 1, i2 = 2, i3 = 3, i4 = 4, i5 = 5;
cout << "\n" << i1 << i2 << i3 << i4 << i5;
Для улучшения читаемости проще всего явно ввести разделительные пробелы. Выполнив оператор:
cout <<"\n" << i1 << ' ' << i2 << ' ' << i3 << ' ' << i4 << ' ' << i5;
Следующий шаг - добавление пояснительного текста и(или) символов табуляции. Эти приемы мы уже неоднократно применяли в программах, но никак не изменяли формат самих выводимых значений. Ширина (количество позиций) внешнего представления каждого числа выбирается автоматически, исходя из необходимого количества позиций. Единообразие не всегда устраивает пользователя программы. Например, периодическую дробь 1.0 / 3.0 можно представить весьма различными способами:
0.3 0.3333 3.3е-1 0.3333333е0
Однако стандартное представление при выводе с помощью оператора:
cout << "\nl.0 / 3.0 = " << 1.0 / 3.0;
1.0 / 3.0 = 0.333333
Такое поведение выходного потока при использовании операции включения со значением типа double предусматривается по умолчанию. Форматы представления выводимой информации и правила восприятия данных, вводимых из потока, могут быть изменены программистом с помощью флагов форматирования. Эти флаги унаследованы всеми потоками библиотеки из базового класса ios. Флаги реализованы в виде отдельных фиксированных битов чисел типа long, поэтому несколько флагов с помощью логических битовых выражений можно объединять, тем самым по-разному комбинируя свойства потока. Перечислим флаги форматирования, объясняя их действии для тех значений, которые указаны справа от знаков присваивания:
Все флаги форматирования в виде отдельных фиксированных битов входят в компонент класса ios:
long x_flags; // Переменная представления флагов форматирования.
Именно эта переменная, относящаяся к конкретному потоку, анализируется при обменах и влияет на преобразование информации. В библиотеке классов ввода-вывода существуют принадлежащие классу ios функции flags() и setf() для проверки значений перечисленных флагов, для установки флагов и для их сбрасывания в исходные (умалчиваемые) состояния. Флаги могут обрабатываться как по отдельности, так и группами, для чего используют дизъюнктивные выражения, в которых флаги связаны побитовой операцией '|' (ИЛИ).
Кроме флагов для управления форматом используются следующие компонентные переменные класса ios:
Для изменения компонентных переменных x_flags, x_width, x_fill, x_precision программист может использовать общедоступные функции класса ios:
Следующие компоненты (константы) класса ios определены как статические, т.е. существуют в единственном экземпляре для класса в целом и требуют при обращении указания имени класса (ios::). В определении класса ios они описаны таким образом:
static const long adjustfield; // left | right | internal static const long basefield; // dec | oct | hex static const long floatfield; // scientific | fixed
Каждая из этих констант объединяет несколько установленных битов флагов форматирования. Эти константы удобно использовать в том случае, когда перед установкой флага требуется сбросить все флаги, которые не могут быть одновременно с ним установлены. Для сбрасывания флагов константа используется в качестве второго параметра функции setf().
Объяснять тонкости применения перечисленных компонентов класса ios нужно на примерах, причем понимание смысла и значимости отдельных компонент приходит только с учетом их взаимосвязей.
В следующей программе демонстрируются основные принципы форматирования с помощью компонентных функций класса ios. Отметим, что определение класса ios включается в программу автоматически, так как файл iostream.h содержит описания классов, производных от класса ios.
//OOР6_1.СРР - форматирование выводимой информации. #include <strstrea.h> void main () { char name[] = "Строка длиной 52 символа " "в поле шириной 58 позиций."; cout << "\n\n"; cout.width(58); // Ширина поля вывода для потока cout. // Символ заполнения пустых позиций поля: cout.fill('$'); // Первый вывод строки в поток cout: cout << name << endl; cout.width(58); // Убрать нельзя. // Заполнитель между знаком и значением: cout.setf(ios::internal); double dd = -33.4455; cout << dd << endl; // Вывод вещественного значения. cout.width(58); // Убрать нельзя. // Смена выравнивания: cout.setf(ios::left,ios::adjustfield); // Символ заполнения пустых позиций поля: cout.fill('#'); // Второй вывод строки в поток cout: cout << name << endl; long nn = 90000; // Шестнадцатеричное значение 0x15f90. // Смена основания счисления: cout.setf(ios::hex,ios::basefield); // Выводить признак основания счисления: cout.setf(ios::showbase); // Переход на верхний регистр: cout.setf(ios::uppercase); cout.width(58); // Убрать нельзя. cout << nn << endl; // Вывод целого значения типа long. cout.width(58); // Убрать нельзя. // Смена выравнивания: cout.setf(ios::internal,ios::adjustfield); // Символ заполнения пустых позиций поля: cout.fill('$'); cout.unsetf(0x0200); // Переход на нижний регистр. cout << nn << endl; // Вывод целого значения типа long. }
Результат выполнения программы:
$$$$$$Строка длиной 52 символа в поле шириной 58 позиций. -$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$33.4455 Строка длиной 52 символа в поле шириной 58 позиций.###### 0X15F90################################################## 0x$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$$15f90
Прокомментируем программу и результаты. По умолчанию ширина поля вывода устанавливается равной длине принятого представления выводимого значения. Поэтому действие функции width() однократное, и ее нужно при каждом выводе значения явно использовать, если умалчиваемое значение ширины поля вывода не устраивает программиста. Функция fill() устанавливает символ заполнения пустых позиций поля. При первом выводе строки name[] по умолчанию установлено выравнивание по правому краю поля, и символы '$' помещены слева от содержимого строки. Перед выводом значения вещественной переменной dd функцией setf() установлен флаг internal. Под его влиянием символ заполнения разместился между знаком '-' и числовым значением 33.4455. Ширина поля явно указана в 58 позиций.
Перед вторым выводом строки name[] "под влиянием" второго параметра (adjustfield) функции setf() сброшены флаги right и internal и явно установлен флаг left выравнивания по левому краю. Изменен символ заполнения пустых позиций '#'. Перед выводом длинного целого числа nn установлено основание системы счисления (basefield - сбрасывает флаги оснований счисления; hex - явно устанавливает шестнадцатеричное основание). Установлены флаги showbase и uppercase и ширина поля вывода.
Число 90000 выведено в шестнадцатеричном виде, признаком 0X обозначено основание системы счисления, для изображения шестнадцатеричных цифр и признака основания используются прописные буквы. Так как при переходе к выравниванию по левому краю флаг internal оказался сброшенным, то символ заполнения '#' размещен не после признака основания счисления 0X, а заполняет правую пустую часть поля. Заключительный вывод значения nn, равного 90000, выполнен с флагами internal и left. Для перехода на нижний регистр использована функция unsetf() с явным значением флага uppercase.
На следующем шаге мы введем понятие манипулятора.