Шаг 90.
Вычисление функциональных характеристик стационарных систем обслуживания

    На этом шаге мы рассмотрим вычисление функциональных характеристик стационарных систем обслуживания.

    Автостоянка для посетителей колледжа имеет всего пять мест. Автомобили прибывают на стоянку в соответствии с распределением Пуассона с интенсивностью шесть автомобилей в час. Время пребывания автомобилей на стоянке является экспоненциально распределенной случайной величиной со средним 30 мин. Посетители, которые не могут найти свободного места на стоянке непосредственно по прибытии, могут временно ожидать освобождения места на территории стоянки. Таких мест для ожидания на стоянке имеется три. Если и стоянка, и все места для ожидания заполнены, то прибывшие автомобили вынуждены искать другую автостоянку. Требуется определить следующее:

    Прежде всего, заметим, что место для стоянки в рассматриваемой ситуации выступает в роли сервиса, так что система имеет всего с = 5 средств обслуживания. Максимальная вместимость системы равна 5 + 3 = 8 автомобилей. Вероятность рn может быть определена как частный случай из общей модели, рассмотренной на шаге 86. Например, имеем:

   λn = 6 автомобилей в час, n = 0, 1, ..., 8,
   при n = 1, 2, ..., 5   μn = (60/30)n = 2n автомобилей в час,
   при n = 6, 7, 8   μn = (60/30)*5 = 10 автомобилей в час.

    Следовательно, из соотношений, полученных на шаге 86, вычисляем

   при n = 1, 2, ..., 5   pn = [(6/2)n/n!]*p0,
   при n = 6, 7, 8   pn = [(6/2)n/(5!5n-5)]*p0.

    Значение p0 вычисляется путем подстановки значений для рn, n = 1, 2, ..., 8, в уравнение р0 + р1 + ... + р8 = 1.

    В результате получаем

p0 + p0(3/1! + 32/2! + 33/3! + 34/4! + 35/5! + 36/[5!51] + 37/[5!52] + 38/[5!53]) = 1.

    Решением этого уравнения является р0 = 0,04812. Найденное значение р0 позволяет вычислить все вероятности от р1 до р8.

Таблица 1. Значения вероятностей рn
n 1 2 3 4 5 6 7 8
рn 0,14436 0,21654 0,21654 0,16240 0,09744 0,05847 0,03508 0,02105

    Эффективную интенсивность поступления автомобилей на стоянку λэфф можно вычислить с использованием принципиальной схемы (рис. 1), в соответствии с которой клиенты из источника поступают с интенсивностью λ.


Рис. 1. Схема стационарной системы обслуживания

    Прибывающий автомобиль может поступить на стоянку с интенсивностью λэфф или уехать в поисках другой стоянки с интенсивностью λпотери, т.е. λ = λэфф + λпотери. Автомобиль не может въехать на стоянку, если там уже имеется 8 автомобилей. Это значит, что часть автомобилей, которые не смогут попасть на стоянку, пропорциональна р8. Следовательно,

   λпотери = λp8 = 6 * 0,02105 = 0,1263 автомобилей в час,
   λэфф = λ - λпотери = 6 - 0,1263 = 5,8737 автомобилей в час.

    Среднее количество автомобилей на стоянке (тех, которые занимают места стоянки, и тех, которые ожидают места) определяется значением Ls — средним числом клиентов в системе. Значение Ls определяется через рn следующим образом.

   Ls = 0p0 + 1p1 + ... + 8p8 = 3,1286 автомобилей.

    Автомобиль, ожидающий, пока освободится место для стоянки, фактически находится в очереди. Следовательно, время его ожидания равно величине Ws = Lsэфф = 0,53265 часа. Для вычисления Wq используем определение Wq = Ws - 1/μ = 0,53265 - 1/2 = 0,03265 часа.

    Среднее количество занятых мест на автостоянке равно среднему значению "занятых сервисов" и поэтому вычисляется следующим образом = Ls - Lq = λэфф/μ = 2,9368 мест.

    Отсюда получаем, что коэффициент использования мест на стоянке равен /c = 0,29368/5 = 0,58736.

    На следующем шаге мы рассмотрим одноканальную модель с пуассоновским входным потоком.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг