Шаг 95.
Применение одноканальной модели СМО с ожиданием
и не более, чем c N клиентами

    На этом шаге мы рассмотрим применение одноканальной модели СМО с ожиданием и не более, чем c N клиентами.

    Рассмотрим ситуацию с автомойкой автомобилей из примера шага 92. Пусть станция имеет четыре места для стоянки автомобилей. Если все места на стоянке заняты, вновь прибывающие автомобили вынуждены искать другую автомойку. Хозяин хочет определить влияние ограниченного количества мест для стоянки автомобилей на потери клиентов.

    В обозначениях, принятых в модели, максимальная вместимость системы равна N = 4 + 1 = 5. Исходными данными для программы TORA являются числа 4, 6, 1, 5 и ∞ соответственно, а выходные данные представлены на рис. 1.


Рис.1. Выходные результаты TORA

    Исходный файл можно взять здесь.

    Так как емкость системы N = 5, доля потерянных клиентов составляет р5 = 0,04812, что при круглосуточной работе моечной станции эквивалентно потере λр5 х 24 = 4 х 0,04812 х 24 = 4,62 автомобилей в день. Решение относительно увеличения количества мест для стоянки автомобилей должно основываться на сумме потерь автомойки.

    Анализируя ситуацию с другой стороны, замечаем, что среднее время пребывания клиента в обслуживающей системе Ws = 0,3736 (примерно 22 мин.), т.е. меньше 30 мин., как это было в примере, когда всем прибывающим автомобилям разрешалось встать в очередь. Уменьшение этого показателя обслуживающей системы примерно на 25% обеспечено за счет потери около 4,8% потенциальных клиентов из-за ограниченного количества мест на стоянке автомобилей.

    На следующем шаге мы приведем несколько задач.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг