Шаг 104.
Применение модели обслуживания машинного парка

    На этом шаге мы рассмотрим применение многоканальной модели обслуживания машинного парка.

    Пусть для обслуживания десяти персональных компьютеров (ПК) выделено два инженера одинаковой производительности. Поток отказов (неисправностей) одного компьютера - пуассоновский с интенсивностью = 2. Время обслуживания ПК подчиняется показательному закону.

    Возможны следующие варианты организации обслуживания:

    Необходимо выбрать наилучший вариант организации обслуживания ПК.

    С точки зрения теории массового обслуживания инженеры представляют собой обслуживающие устройства, а обслуживание компьютеров является сервисом. Если оба инженера обслуживают все десять компьютеров, то система может быть представлена моделью (М / М / 2) : (GD / 10 / 10) . Если каждый из двух инженеров обслуживает по пять закрепленных за ним ПК, то система может быть представлена моделью (М / М / 1) : (GD / 5 / 5) .

    На рис. 1 представлены выходные данные программы TORA для описанной модели (М / М / 2) : (GD / 10 / 10) .


Рис. 1. Результаты расчетов в программе TORA

    Исходный файл можно взять здесь.

    Получаем следующие результаты:

Cреднее число компьютеров в очереди на обслуживание:

Cреднее число ПК, находящихся в системе (на обслуживании и в очереди):

Cреднее число инженеров, простаивающих из-за отсутствия работы:

Коэффициент простоя персонального компьютера в очереди следующий:

Коэффициент использования компьютеров определяется по формуле:

Коэффициент простоя обслуживающих инженеров рассчитывается так:

Среднее время ожидания ПК обслуживания

    На рис. 2 представлены выходные данные программы TORA для описанной модели (М / М / 1) : (GD / 5 / 5) .


Рис. 2. Результаты расчетов в программе TORA

    Исходный файл можно взять здесь.

    Получаем следующие результаты:
Cреднее число компьютеров в очереди на обслуживание:

Cреднее число ПК, находящихся в системе (на обслуживании и в очереди):

Cреднее число инженеров, простаивающих из-за отсутствия работы:

Коэффициент простоя персонального компьютера в очереди следующий:

Коэффициент использования компьютеров определяется по формуле:

Коэффициент простоя обслуживающих инженеров рассчитывается так:

Среднее время ожидания ПК обслуживания

    Сведем полученные результаты по двум вариантам в следующую таблицу:

Таблица 1. Полученные данные
Итоговые вероятностные характеристики 1 2
α1 0,142 0,199
α2 0,689 0,64
α3 0,146 0,199
Wq, час 1,01 1,56

    Таким образом, в варианте 1 каждый компьютер стоит в очереди в ожидании начала его обслуживания приблизительно 0,142 части рабочего времени, что меньше этого показателя при варианте 2 организации работ. Далее в варианте 1 вероятность того, что ПК и любой момент времени будет работать выше, чем в варианте 2, и равна α21 = 0.689 > α22 = 0.64. Очевидно, вариант 1 организации работ по обслуживанию ПК эффективнее, чем вариант 2.

    На следующем шаге рассмотрим введение в динамическое программирование.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг