Шаг 20.
Основы JavaScript.
Стандартные объекты и функции (общие сведения)

    На этом шаге мы приведем общие сведения о объектах, их свойствах и методах.

    Понятие объекта является ключевым в современном программировании. Идея объекта очень проста - данные и функции, которые эти данные используют, рассматриваются как единое целое.

    Итак, объект - это единая конструкция, содержащая в себе набор данных и функций или, в терминологии JavaScript, набор свойств и методов.

    В качестве примера объекта можно рассмотреть HTML-документ. Его свойствами являются: URL-адрес, размер, кодировка символов, тип документа и др. А функции сохранения на диске, открытия в окне обозревателя, распечатывание документа являются его методами.

    В свою очередь здесь каждый объект относится к какому-либо классу объектов, т.е. объекты являются экземплярами классов объектов. Несколько объектов могут относиться к одному и тому же классу. Таким образом, класс - это своего рода тип объекта, а объект - конкретный экземпляр класса, с которым можно работать. Для создания объекта используется оператор new с указанием класса, к которому будет относиться данный объект:

    <имя_объекта> = new <имя_класса>( );

    Выражение <имя класса>( ) называется конструктором объекта. В конструктор (в круглых скобках) можно передавать некоторые параметры, инициализируя таким образом некоторым образом некоторые свойства объекта при его создании.

    Можно также обойтись и без конструктора, в этом случае используются так называемые инициализаторы.

<имя_объекта> = new <имя_класса>(<свойство1>: <значение1>, 
          <свойство2>:<значение2>, ..., 
          <свойствоN>:<значениеN>);

    Здесь свойство1 создаваемого объекта инициализируется значением1, свойство2 - значением2 и т.д.

    С помощью имени объекта можно обращаться к свойствам и методам созданного объекта. Для обращения, например, к свойству имя_свойства объекта имя_объекта, нужно сначала записать имя объекта, затем поставить точку и имя свойства:

    <имя_объекта>.<имя_свойства>;

    Обращение к методам объекта осуществляется аналогичным образом, только после имени метода необходимо ставить круглые скобки:

    <имя_объекта>.<имя_метода>();
Свойства объекта можно не только считывать, но и изменять. Это делается с помощью обычного оператора присваивания. Например:
.   .   .   .   .
var obj;
Obj = new Name_of_Class();
obj.size = 7;
obj.SaveToDisk ("somefile.html");
.   .   .   .   .   .

    Здесь вначале был создан объект obj, относящийся к классу Name_of_Class, затем его свойству size было присвоено значение 7, после чего с помощью метода SaveToDisk() этого же объекта файл с именем somefile.html был сохранен на диск.

    В заключение отметим, что в JavaScript наблюдается некоторые отличия в использовании терминов "класс" и "объект". Под объектом в JavaScript понимается класс, а объект в обычном понимании называется в JavaScript экземпляром объекта. Поэтому в дальнейшем мы будем пользоваться устоявшейся терминологией.

    Все объекты (то бишь классы в обычном понимании) в JavaScript подразделяются на встроенные, пользовательские и внешние. Встроенные объекты мы рассмотрим позднее, пользовательские - это объекты, созданные пользователем. К внешним относятся объекты, принадлежащие ко внешним по отношению к интерпретатору JavaScript программам.

    Остановимся более подробно на встроенных объектах и объектах (то есть классах в обычном понимании) пользователя.

    Язык JavaScript имеет большое число встроенных объектов. Встроенные объекты заложены в сам язык. Это означает, что программные коды объектов входят в состав программы браузера. Пользователь должен знать интерфейсы этих объектов, уметь образовывать от них экземпляры объектов, и тогда он сможет использовать встроенные объекты по своему усмотрению.

    JavaScript позволяет программировать новые объекты и менять алгоритмы работы встроенных. Это очень удобно и привлекательно для опытного программиста.

    На следующем шаге мы рассмотрим объект Date.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг