Шаг 44.
Парадигмы программирования

    Т.Кун [1, с.11] пишет: "Под  парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений".

    "Изучение парадигм ... является тем, что главным образом и подготавливает студента к членству в том или ином научном сообществе. Поскольку он присоединяется таким образом к людям, которые изучали основы их научной области на тех же самых конкретных моделях, его последующая практика в научном исследовании не часто будет обнаруживать резкое расхождение с фундаментальными принципами. Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляет собой предпосылки для нормальной науки, то есть для генезиса и преемственности в традиции того или иного направления исследования". [1, с.28-29]

    Согласно "Советскому энциклопедическому словарю" термин "парадигма" означает исходную концептуальную схему, модель постановки проблем и их решения, методы исследования, господствующие в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

    Ниже это слово применяется в смысле представления о базовых элементах программирования и их взаимосвязях. Необходимость выделения из всего многообразия представлений программирования определенного минимального набора понятий, составляющих парадигму, связано с тем, что без их усвоения невозможна успешная самостоятельная работа конечного пользователя с программой. Последнее всегда важно, но становится особенно актуальным в условиях широкого распространения персональных компьютеров и все большего вовлечения специалистов проблемных областей в использование, а также в разработку прикладных систем.

    В работе [2] справедливо отмечается, что "... правила конкретного языка программирования можно изучить за несколько часов: соответствующие парадигмы требуют гораздо большего времени как для того, чтобы научиться им, так и для того, чтобы отучиться от них".


(1)Кун Т. Структуры научных революций. - М.: Прогресс, 1977. - 300 с.
(2)Федюшин Д. Парадигмы программирования // ИНФО, 4, 1991, с.11-15; 5, 1991, с.13-17.


    На следующем шаге мы приведем классификацию парадигм.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг