Шаг 6.
Первая Pascal-программа

   На этом шаге приводится Pascal-программа и требования, предъявляемые к именам переменных, оформление комментариев и т.п.


    На рисунке 1 приведена простейшая Pascal-программа:


Рис.1. Простейшая Pascal-программа



    Прежде чем рассматривать более подробно каждый из разделов, дадим несколько общих понятий, которыми будем пользоваться в дальнейшем.
    Слова. Из отдельных символов языка образуются слова, которые имеют определенный смысл в программе. Слова в тексте разделяются пробелами или другими специальными символами. Примеры слов: Program, Begin и т.д. В зависимости от назначения различают служебные слова и имена. Служебное слово в языке Pascal имеет определенное назначение и его нельзя использовать для других целей. В тексте приведенной программы это Program, Begin, Var, End и т.д.
    Имена - это слова, используемые автором программы (программистом) для обозначения каких-либо элементов. В приведенной программе именами являются X, Y, Z. Именем может быть любая последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы, например: Elena, Hello_World (вспомните символ подчеркивания, ведь это буква). Понятно, что в качестве имен нельзя использовать служебные слова.
    Перейдем к более детальному рассмотрению перечисленных разделов нашей программы. Текст этой программы можно взять здесь.
    Самым простым разделом является заголовок, начинающийся со служебного слова Program, после которого идет имя программы.
    Все элементы, используемые в программе (переменные, константы и т.д.), обязательно должны быть описаны в специальном разделе, который называется декларацией. Если это требование будет нарушено, то компьютер выведет на экран сообщение об ошибке. В нашей программе декларация содержит только описание переменных X, Y, Z, которые принимают целые значения (об этом говорит служебное слово Integer). Другие типы данных мы будем использовать в следующих программах.
    Операторная часть содержит перечень операторов, которые компьютер должен выполнить. Как вы уже, наверное, заметили, эта часть заключается в операторные скобки Begin и End. После служебного слова End ставится точка!
    Сама программа записывается в свободной форме, операторы "не привязаны" к определенной позиции строки. В одной строке можно указывать несколько описаний или операторов. Но следует отметить, что лучше писать программу так, чтобы ее легко было читать и понимать, легко было использовать. Для этого в программе используются комментарии, пробелы, пустые строки. Желательно смысловые части выделять одинаковыми отступами от начала строки.
    Комментарий - это последовательность символов, заключенная в фигурные скобки { и }. Служит для пояснения программы или отдельных ее частей. Наличие комментариев делает программу понятной и удобной для чтения.
    При выполнении программы комментарии игнорируются и не влияют на решение задачи.

{Это пример комментария}


    После того, как мы разобрали структуру приведенной программы, давайте выясним, что произойдет при ее выполнении. Для этого посмотрим внимательно на операторную часть. После служебного слова Begin располагается конструкция X:=2; (не забыли, что окончание каждой конструкции отмечается символом ";"?). Она эквивалентна математической записи X=2 и означает, что переменной X присваивается значение 2. При выполнении второй конструкции (Y:=3;) переменная Y получает значение 3. Теперь не составит труда определить значение переменной Z. После выполнения третьей конструкции она будет иметь значение 5. При выполнении последней строки на экран будет выведено сообщение:

Сумма x и y равна 5

    Как вы догадались, со служебного слова Write начинается оператор, осуществляющий вывод информации на экран. Его форму записи мы разберем на следующих шагах.

   Теперь желательно попробовать выполнить эту программу. Рассмотрению вопросов выполнения программ посвящен следующий шаг.

Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг