Перечислим основные операции и функции, которыми можно пользоваться при составлении Pascal-программ.
| Значения числового типа. | ||
| Значения числового типа. | ||
| Значения числового типа. | ||
| Значения числового типа. | ||
| Значения числового типа. Результат деления - всегда вещественное число! | ||
| Значения целого типа. | ||
| Значения целого типа. | ||
| Значения логического типа. | ||
| Значения логического типа. | ||
| Значения логического типа. | ||
| Значения логического типа. | 
Дадим несколько замечаний к перечисленному набору операций.
   
При использовании операции "/" (деления) результат всегда 
будет вещественным независимо от того, делится ли нацело одно число на 
другое. Например: программа, содержащая следующий фрагмент:
     .    .    .    .    .
    Var
      a,b,c: Integer;
    Begin
     .    .    .    .    .
      a:=12;
      b:=3;
      c:=a/b;
     .    .    .    .    .
    End.
не будет даже откомпилирована, так как в строке c:=a/b; нарушена 
совместимость типов: значение выражения a/b вещественного типа, а 
переменная c описана как целая. Исправление этого фрагмента 
следующим образом: 
     .    .    .    .    .
    Var
      a,b: Integer;
      c: Real;
    Begin
     .    .    .    .    .
      a:=12;
      b:=3;
      c:=a/b;
     .    .    .    .    .
    End.
не вызовет ошибки компиляции.
Допустим, в рассмотренном примере нужно получить после выполнения операции деления результат целого типа. В этом случае можно воспользоваться операцией div. В таблице 2 приведены примеры использования операций div и mod.
Логические операции чаще всего используются для организации сложных условий. Операция Not является одноместной, а остальные операции - двуместные. Приведем таблицу истинности для этих операций.
Таблица 4 содержит список основных встроенных функций языка программирования Pascal.
Прокомментируем использование некоторых из перечисленных функций.
1. Аргументы всех функций всегда заключаются в круглые скобки!
2. Аргументы функций Sin(X) и Cos(X) должны быть выражены в радианах. Для этого можно воспользоваться следующими формулами:
X(рад) = Xº * p/180 
        
Xº = X(рад) * 180/p
 
   
3. Не путайте обозначение квадратного корня (Sqrt) с возведением в квадрат (Sqr)!
 
   
4. Результат, возвращаемый функцией Int - вещественное число! 
Для того, чтобы получить значение целого типа, можно воспользоваться функцией 
Round, например, так: Round(Int(X)).
 
   
5. Как известно, каждому символу ставится в соответствие число, которое называется 
ASCII-кодом, например символ "A"(латинская) имеет код 65, 
символ "1" - код 49. Есть возможность по символу получать его код и 
наоборот. Для этого используются функции Ord и Chr. Например, результат 
выполнения конструкции Ord('B') - число 66, которое является кодом 
латинской буквы B. Конструкция Chr(53) даст в результате символ "5".
 
   
6. Функция Random(k), где k - натуральное число, "выбирает" случайным образом 
целое число из промежутка от 0 до k-1. Каждое обращение к этой функции 
дает в результате произвольное число из указанного промежутка. Однако можно заметить, 
что от выполнения к выполнению программы генерируемая последовательность "случайных" 
чисел будет одной и той же! Чтобы этого избежать, нужно, например, в начале 
программы разместить процедуру Randomize;, которая "заставляет" компьютер 
"менять" последовательность генерируемых чисел от запуска к запуску программы.
 
   
Мы перечислили основные операции и функции, используемые при составлении 
Pascal-программы. На следующем шаге мы рассмотрим операторы, используемые 
при создании линейных программ.
Конструкция Random(20) будет генерировать целые числа из промежутка от 0 
до 19. Приведите конструкцию, которая будет генерировать:  
а) целые числа от 10 до 50; б) целые числа от -5 до 5; в) вещественные числа от 0 до 1.
Решение и комментарии вы можете посмотреть 
здесь.