Мы переходим к рассмотрению операторов, используемых при составлении программ.
Исполняемые действия в языке программирования записываются в виде операторов. Одним из основных операторов является оператор присваивания, с помощью которого можно присвоить переменной, стоящей слева от знаков ":=", значение выражения, стоящего справа от ":=". Этот оператор уже использовался в программе 6-го шага, поэтому подробно на нём мы останавливаться не будем. Однако отметим, что к моменту выполнения оператора присваивания все переменные, входящие в выражение, стоящее справа от знака присваивания, должны быть определены.
Как нужно изменить программу, чтобы компьютер вычислил сумму других чисел? Вы наверняка догадались, что переменным x и y можно присвоить новые значения. Однако так каждый раз исправлять программу очень неудобно. Было бы здорово задавать необходимые значения в момент выполнения программы, после чего компьютер выполнял нужные действия. Для ввода данных в языке программирования Pascal используется оператор ReadLn, общий вид которого следующий:
Рис.1. Общий вид оператора ReadLn
Используем данный оператор в нашей программе. При этом программа будет выглядеть так:
Рис.2. Программа с использованием оператора ReadLn
Текст этой программы можно взять здесь.
Встретив в программе оператор ReadLn(x,y);, компьютер будет "ждать" ввода исходных данных.
Следует заметить, что данные вводятся после набора на экране всей программы и запуска её на выполнение. Если вводятся числа, то они отделяются друг от друга одним или несколькими пробелами. Ввод завершается нажатием клавиши Enter. Пусть, например, переменные x, y должны получить во время выполнения программы следующие значения: 5 и -3. Экран дисплея в этом случае может выглядеть приблизительно так:
Рис.3. Внешний вид экрана дисплея
После нажатия клавиши Enter переменная x получит значение 5, а переменная y - значение -3 (рис.4):
Рис.4. Присвоение значений переменным
После того, как ввод произведен, продолжается дальнейшее выполнение программы.
В операторе ввода можно указывать список имён тех переменных, которым надо присвоить вводимые значения. Так один оператор ввода Read(x,y) полностью равносилен двум операторам ввода: Read(x), Read(y) .
До сих пор при объяснении мы пользовались двумя формами оператора ввода: Read и ReadLn. Посмотрим, сможете ли вы догадаться, чем они различаются. Посмотрите на следующие рисунки и сравните действия операторов (рис.5):
Рис.5. Различие в использовании операторов
Из данного рисунка видно, что после выполнения оператора ReadLn
осуществляется перенос курсора в начало следующей строки, в то время, как при
выполнении оператора Read курсор остается за последним элементом.
Мы советуем использовать в большинстве случаев оператор ReadLn.
Следующий шаг мы посвятим рассмотрению оператора WriteLn.