Шаг 28.
Организация одномерных массивов (продолжение)


    Продолжим знакомиться с одномерными массивами, в частности, со способами заполнения массивов.

    Существует большой класс задач, где требуется прежде задать значения элементов массива. Сюда можно отнести задачу на нахождение максимального или минимального элемента в массиве. Разберем способы заполнения массива значениями. Самый простой способ заключается в присваивании каждому элементу массива определенного значения:


    А[1]:=1;
    A[2]:=2;
    A[3]:=3;
    A[4]:=4;
    A[5]:=5;

    В памяти компьютера эти элементы будут размещены следующим образом:


Рис.1. Пример заполненного одномерного массива

    Однако этот способ не применим, если массив слишком большой, например, состоит из 100 элементов. В этом случае на помощь приходит конструкция цикла For. Вот как можно записать с ее помощью последние пять конструкций присваивания:


    For i:=1 To 5 Do
        A[i]:=i;

Измените последние конструкции так, чтобы элементы располагались в массиве А в обратном порядке: 1-й элемент имел значение 5, 2-й - 4; 3-й - 3 и т.д.

    Для вывода элементов массива также можно использовать цикл For. В приведенной ниже программе массив А заполняется случайными числами из промежутка от 0 до 10, после чего осуществляется их вывод на экран.


Рис.2. Пример использования одномерного массива

Текст этой программы можно взять здесь.

    Прокомментируем некоторые конструкции приведенной программы. Процедура Randomize используется для инициализации генератора случайных чисел. Выполните несколько раз приведенную программу, наблюдая за выводимыми числами. Затем закомментируйте эту процедуру и выполните несколько раз исправленную программу. Последовательность выводимых чисел будет одной и той же. Чтобы этого избежать применяется процедура Randomize.

    Вывод элементов также осуществляется в цикле при помощи оператора Write. В данном примере используется конструкция Write, а не WriteLn, так как вывод осуществляется в строку, а не в столбец. После вывода пятого числа курсор останется в этой же строке. Для перемещения его в начало новой строки используется пустой оператор WriteLn.


Измените последнюю программу так, чтобы массив А заполнялся случайными числами из промежутка от 10 до 20.

    Таким образом, прежде чем работать с элементами массива, нужно выполнить следующие подготовительные действия:

Только после этого можно приступить к работе с массивом.

    Ответы на поставленные вопросы можно посмотреть здесь.

    На следующем шаге мы завершим знакомство с одномерными массивами.


Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг