На этом шаге мы рассмотрим создание и использование конструкторов.
Конструктор - это просто подпрограмма, возвращающая ссылку. Обычно (но не обязательно) конструктор имеет имя new. Ранее мы говорили, что объект является ссылкой. Конструктор, создающий объект, то есть ссылку, тоже возвращает ссылку. О каких ссылках идет речь, на что они указывают? Рассмотрим простой пример.
package MyClass; sub new { my $class = shift; my $self = {}; bless $self, $class; return $self; }
В операторе my $seif = {} создается ссылка на анонимный хеш-массив, первоначально пустой, которая сохраняется в локальной переменной $self. Функция bless() "сообщает" субъекту ссылки $self, то есть анонимному хеш-массиву, что он отныне является объектом класса MyClass, и возвращает ссылку на этот объект. Затем ссылка на новый объект класса MyClass возвращается в качестве значения конструктора new(). Обратите внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, объект класса MyClass представлен анонимным хеш-массивом. Это обычный, хотя и не обязательный, способ представления объекта. Преимущество использования для этой цели хеш-массива заключается в том, что он может содержать произвольное число элементов, к которым можно обращаться по произвольно заданному ключу. Таким образом, все данные объекта сохраняются в указанном хеш-массиве. В некоторых случаях для представления объекта может использоваться другой тип данных, например массив, скаляр.
Во-вторых, обязательным для конструктора является обращение к функции bless(). Внутри подпрограммы-конструктора функцию bless() следует применять с двумя аргументами, явно указывая имя класса. В этом случае конструктор может быть наследован классом-потомком. Конструктор определяет, объект какого именно класса он создает, используя значение своего первого аргумента. Первым аргументом конструктора должно быть имя класса.
В-третьих, конструктору, создающему объект, в качестве первого аргумента передается имя класса этого объекта.
#! perl -w #Модуль класса Staff.pm: package Staff; require Exporter; @ISA = qw (Exporter); @EXPORT = qw (new); sub new { my ($class, @items) = shift; my $self = {}; bless $self, $class; return $self; }
Основная программа:
#! perl -w
use Staff;
$someone=new(Staff);
${$someone}{"имя"} ="Александр";
${$someone}{"фамилия"}="Александров";
${$someone}{"возраст"}="37";
for $i (sort keys %{$someone})
{
print "$i=>$$someone{$i}\n";
}
В данном примере класс staff служит для представления анкетных данных. В качестве внутренней структуры для представления объекта наилучшим образом подходит хеш-массив, так как в него при необходимости можно добавлять новые элементы с произвольно заданными ключами, например, "имя", "фамилия", "образование" и т. д. Класс оформлен в виде отдельного модуля, способного управлять экспортом своих методов. Чтобы конструктор new() можно было вызвать в основной программе, он включен в файл экспорта @EXPORT. В результате вызова конструктора возвращается ссылка на объект класса. Значения элементов хеш-массива выводятся:
Рис.1. Результат работы скрипта
На следующем шаге мы рассмотрим методы класса и методы объекта.