Шаг 62.
Унифицированный язык моделирования UML.
Стереотипы в UML

    На этом шаге рассмотрим стереотипы в UML.

    UML представляет собой язык описания структурных, поведенческих, группирующих и аннотирующих сущностей. Эти четыре базовых вида сущностей предназначены для выражения подавляющего большинства моделируемых систем. Однако иногда могут понадобиться другие сущности, соответствующие словарю вашей предметной области и выглядящие как примитивные строительные блоки.

    Стереотип (stereotype) – это не то же самое, что родительский класс в обобщении "родитель-потомок". Скорее, можно рассматривать его как метатип (тип, определяющий другие типы), поскольку он создает эквивалент нового класса в метамодели UML. Например, при моделировании бизнес-процесса вы будете описывать исполнителей, документы и правила. Если вы следуете принципам такого процесса разработки, как Rational Unified Process, вам придется моделировать граничные (boundary) классы, управляющие (control) классы и классы-сущности (entities) – они опять же могут быть выражены стереотипами. Присваивая стереотип, скажем, узлу или классу, вы на самом деле расширяете UML за счет создания новых строительных блоков, подобных существующим, но с особыми моделирующими свойствами (каждый стереотип может представлять свой набор помеченных значений), семантикой (каждый стереотип может иметь собственные ограничения) и нотацией (каждый стереотип может обозначаться отдельной пиктограммой).

    В своей простейшей форме стереотип изображен как имя, заключенное в угловые кавычки (например, "name") и помещенное над именем другого элемента. Для визуального представления стереотипа вы можете выбрать какую-либо пиктограмму и разместить ее справа от имени (если используется базовая нотация элемента) или же применить пиктограмму в качестве базового символа для отображения элементов, относящихся к стереотипу. Все эти варианты проиллюстрированы на рис. 1.


Рис.1. Пример стереотипов в UML

    UML допускает использование пиктограмм любой формы, и если ваш проект того требует, они могут функционировать как примитивные инструменты (таким образом, пользователи, создающие диаграммы UML, получают в свое распоряжение палитру сущностей, которые отвечают их базовым потребностям и "говорят" на языке их проблемной области).

    На следующем шаге рассмотрим применение помеченных значений в UML.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг