Шаг 219.
Унифицированный язык моделирования UML.
Диаграммы артефактов

    На этом шаге рассмотрим понятия диаграммы артефактов в UML.

    Диаграммы артефактов – это один из двух видов диаграмм, предназначенных для моделирования физических аспектов объектно-ориентированных систем. Диаграмма артефактов показывает организацию и зависимости между наборами артефактов.

    Такие диаграммы используются для моделирования статического представления реализации системы, включая моделирование физических сущностей, размещаемых на узлах (например, исполнимых программ, библиотек, таблиц, файлов, документов разного рода). Диаграммы артефактов – это, по сути, диаграммы классов, которые сосредоточены на артефактах системы.

    Диаграммы артефактов важны не только для визуализации, специфицирования и документирования систем, основанных на артефактах, но также для конструирования исполняемых систем посредством прямого и обратного проектирования.

    Для того чтобы можно было рассуждать о желаемом поведении системы, создаются диаграммы вариантов использования. Словарь предметной области описывается диаграммами классов. Чтобы стало ясно, как сущности из этого словаря совместно работают для обеспечения нужного поведения, применяются диаграммы последовательности, коммуникации, состояний и деятельности. В конечном счете логические чертежи превращаются в реалии из мира битов – исполняемые программы, библиотеки, таблицы, файлы и различные документы. При этом обнаруживается, что некоторые из этих артефактов приходится создавать "с нуля", но находятся и способы повторного использования старых артефактов.

    В UML диаграммы артефактов используются в целях визуализации статического аспекта физических артефактов и их связей, а кроме того, описания их деталей для конструирования, как показано на рис. 1.


Рис.1. Диаграмма артефактов

    Диаграмма артефактов показывает набор артефактов и связей между ними. Изображается в виде графа с вершинами и дугами (ребрами).

    У диаграммы артефактов, как и у всех диаграмм, есть имя и графическое наполнение. От остальных типов диаграмм она отличается своим содержимым.

    Диаграммы артефактов обычно содержат артефакты, а также связи зависимости, обобщения, ассоциации и реализации. Подобно другим диаграммам, могут содержать примечания и ограничения.

    Диаграммы артефактов применяются для моделирования статического представления реализации системы. Это представление в первую очередь поддерживает управление конфигурацией частей системы, состоящих из артефактов, которые могут быть собраны разными способами для построения работающей системы.

    Когда моделируется статическое представление реализации системы, то диаграммы артефактов обычно используются одним из следующих четырех способов:

  1. Для моделирования исходного кода. В большинстве современных объектно-ориентированных языков программирования код пишется в интегрированных средах разработки, сохраняющих исходные тексты в файлах. Диаграммы артефактов можно применять для моделирования конфигурации этих файлов, которые представляют собой рабочие продукты, и установки вашей системы управления конфигурацией.
  2. Для моделирования исполняемых версий. Версия (release) – это относительно полный и согласованный набор артефактов, поставляемый внутреннему или внешнему пользователю. Версия в данном понимании сосредоточена на тех частях, которые необходимы для поставки работающей системы. При моделировании версий с помощью диаграмм артефактов происходят визуализация, специфицирование и документирование решений, принятых относительно физических составляющих системы, то есть артефактов размещения.
  3. Для моделирования физических баз данных. Представьте себе физическую базу данных как конкретную реализацию схемы, существующую в мире битов. Схемы, по сути, описывают API для доступа к хранимой информации; модель же физической базы представляет способы хранения информации в таблицах реляционной базы или на страницах объектно-ориентированной базы данных. Для представления этих и иных физических баз данных можно использовать диаграммы артефактов.
  4. Для моделирования адаптируемых систем. Некоторые системы достаточно статичны: их компоненты появляются на сцене, принимают участие в исполнении, а затем покидают ее. Другие системы более динамичны: они включают в себя мобильных агентов, или артефакты, мигрирующие с целью балансирования нагрузки и восстановления после сбоев. Поведение таких систем моделируется диаграммами артефактов совместно с некоторыми другими диаграммами UML.

    На следующем шаге рассмотрим типичные приемы моделирования исходного кода в UML.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг