Шаг 18.
Пример программы. Окно со списком

    На этом шаге мы рассмотрим пример создания окна со списком.

    Пример этого шага - окно-список. При создании окна в список помещаются названия цветов. Если произвести двойной щелчок по цвету, то появится окно-сообщение с названием этого цвета.


Рис.1. Внешний вид приложения

    Двойной щелчок по элементу списка определяется по следующей схеме: отслеживается событие, происходящее со списком, а далее по старшему слову параметра WPARAM определяется, какое событие имело место (параметр [ЕВР+10H], а его старшая часть [ЕВР+12Н]).

    Заметим, что каждый элемент списка имеет ряд атрибутов, по которым он может быть найден в списке:

    Последняя характеристика наиболее важна, так как позволяет однозначно идентифицировать элемент.


    Заголовочный файл для приложения, содержащий определения констант, внешних процедур и структур (его имя pr18_1.asm):
;Константы.
WM_SETFOCUS	equ  7h
;Сообщение приходит при  закрытии окна.
WM_DESTROY	equ 2
;Сообщение приходит при создании окна.
WM_CREATE	equ  1
;Сообщение, если что-то происходит с элементами на окне.
WM_COMMAND	    equ 111h
;Сообщение, позволяющее послать элементу строку.
WM_SETTEXT	    equ 0Ch
;Сообщение, позволяющее получить строку.
WM_GETTEXT	    equ 0Dh
;Сообщение - команда добавить строку.
LB_ADDSTRING        equ 180h
LB_GETTEXT          equ 189h
LB_GETCURSEL        equ 188h
LBN_DBLCLK          equ 2

;Свойства окна.
CS_VREDRAW	    equ 1h
CS_HREDRAW	    equ 2h
CS_GLOBALCLASS      equ 4000h
WS_TABSTOP	    equ 10000h
WS_SYSMENU          equ 80000h
WS_THICKFRAME       equ 40000h
WS_OVERLAPPEDWINDOW equ WS_TABSTOP+WS_SYSMENU
STYLE               equ CS_HREDRAW+CS_VREDRAW+CS_GLOBALCLASS
CS_HREDRAW	    equ 2h
BS_DEFPUSHBUTTON    equ 1h
WS_VISIBLE          equ 10000000h
WS_CHILD            equ 40000000h
WS_BORDER           equ 800000h
WS_VSCROLL          equ 200000h
LBS_NOTIFY          equ 1h

STYLBTN    equ WS_CHILD+BS_DEFPUSHBUTTON+WS_VISIBLE+WS_TABSTOP
STYLLST    equ WS_THICKFRAME+WS_CHILD+WS_VISIBLE+WS_BORDER + WS_TABSTOP+
                           WS_VSCROLL+LBS_NOTIFY
;Идентификатор стандартной пиктограммы.
IDI_APPLICATION   equ  32512
;Идентификатор курсора.
IDC_ARROW         equ  32512
;Режим показа окна - нормальный.
SW_SHOWNORMAL	  equ  1

;Прототипы внешних процедур.
EXTERN  SetFocus@4:NEAR
EXTERN  SendMessageA@16:NEAR
EXTERN  MessageBoxA@16:NEAR
EXTERN  CreateWindowExA@48:NEAR
EXTERN  DefWindowProcA@16:NEAR
EXTERN  DispatchMessageA@4:NEAR
EXTERN  ExitProcess@4:NEAR
EXTERN  GetMessageA@16:NEAR
EXTERN  GetModuleHandleA@4:NEAR
EXTERN  LoadCursorA@8:NEAR
EXTERN  LoadIconA@8:NEAR
EXTERN  PostQuitMessage@4:NEAR 
EXTERN  RegisterClassA@4:NEAR
EXTERN  ShowWindow@8:NEAR
EXTERN  TranslateMessage@4:NEAR
EXTERN  UpdateWindow@4:NEAR
;Структуры
;Структура сообщения.
MSGSTRUCT  STRUC	
           MSHWND     DD ? ;Идентификатор окна, получающего сообщение.
           MSMESSAGE  DD ? ;Идентификатор сообщения.
           MSWPARAM   DD ? ;Доп. информация о сообщении.
           MSLPARAM   DD ? ;Доп. информация о сообщении.
           MSTIME     DD ? ;Время посылки сообщения.
           MSPT       DD ? ;Положение курсора во время посылки сообщения.
MSGSTRUCT ENDS	
;-----------------------
WNDCLASS  STRUC	
           CLSSTYLE     DD ? ;Стиль окна.
           CLWNDPROC    DD ? ;Указатель на процедуру окна.
           CLSCBCLSEX   DD ? ;Информация о доп. байтах для данной структуры.
           CLSCBWNDEX   DD ? ;Информация о доп. байтах для окна.
           CLSHINST     DD ? ;Дескриптор приложения.
           CLSHICON     DD ? ;Идентификатор иконки окна.
           CLSHCURSOR   DD ? ;Идентификатор курсора окна.
           CLBKGROUND   DD ? ;Идентификатор кисти окна.
           CLMENNAME    DD ? ;Имя-идентификатор меню.
           CLNAME       DD ? ;Специфицирует имя класса окон.
WNDCLASS  ENDS 
Текст этого модуля можно взять здесь.


    Основной файл приложения содержит подключение файла pr18_1.asm (его имя pr18_2.asm):
.386P
;Плоская модель.
.MODEL FLAT, STDCALL
include pr18_1.asm
;Директивы компоновщику для подключения библиотек.
includelib c:\masm32\lib\user32.lib 
includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib
;------------------------------------------------
;Сегмент данных. 
_DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA'
     NEWHWND     DD 0
     MSG         MSGSTRUCT <?>
     WC          WNDCLASS <?>
     HINST       DD 0 ;Здесь хранится дескриптор приложения.
     TITLENAME   DB 'Пример - окно LISTBOX',0
     CLASSNAME   DB 'CLASS32',0
     CPBUT       DB 'Выход',0 ;Выход.
     CPLST       DB ' ',0
     CLSLIST     DB 'LISTBOX',0
     CLSBUTN     DB 'BUTTON',0
     HWNDBTN     DWORD 0
     HWNDLST     DWORD 0
     CAP         DB 'Сообщение', 0
     CAP1        DB 'Выбран', 0
     MES         DB 'Конец работы программы',0
     BUF         DB  30 DUP(0)
     ;Массив строк.
     STR1        DB 'Красный',0
     STR2        DB 'Зеленый',0
     STR3        DB 'Синий',0
     STR4        DB 'Желтый',0
     STR5        DB 'Черный',0
     STR6        DB 'Белый',0
     ;Указатели на строки.
     PS          DWORD OFFSET  STR1
                 DWORD OFFSET  STR2
                 DWORD OFFSET  STR3
                 DWORD OFFSET  STR4
                 DWORD OFFSET  STR5
                 DWORD OFFSET  STR6
_DATA ENDS 
;Сегмент кода.
_TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE'
START: 
;Получить дескриптор приложения.
     PUSH  0
     CALL  GetModuleHandleA@4
     MOV   [HINST], EAX
REG_CLASS:
;Заполнить структуру окна.
;Стиль.
     MOV [WC.CLSSTYLE],STYLE 
;Процедура обработки сообщений.
     MOV   [WC.CLWNDPROC], OFFSET WNDPROC
     MOV   [WC.CLSCBCLSEX], 0
     MOV   [WC.CLSCBWNDEX], 0
     MOV   EAX, [HINST]
     MOV   [WC.CLSHINST], EAX
 
;------------ пиктограмма окна
    PUSH   IDI_APPLICATION
    PUSH   0
    CALL   LoadIconA@8
    MOV    [WC.CLSHICON], EAX
;------------ курсор окна
    PUSH   IDC_ARROW
    PUSH   0
    CALL   LoadCursorA@8
    MOV    [WC.CLSHCURSOR], EAX
;------------
    MOV    [WC.CLBKGROUND], 17   ;Цвет окна.
    MOV    DWORD PTR [WC.CLMENNAME],0
    MOV    DWORD PTR [WC.CLNAME], OFFSET  CLASSNAME
    PUSH   OFFSET WC
    CALL   RegisterClassA@4
;Создать окно зарегистрированного класса.
    PUSH   0
    PUSH   [HINST]
    PUSH   0
    PUSH   0
    PUSH   200 ;  DY - высота окна.
    PUSH   250 ;  DX - ширина окна.
    PUSH   100 ;  Y - координата левого верхнего угла.
    PUSH   100 ;  X - координата левого верхнего угла.
    PUSH   WS_OVERLAPPEDWINDOW
    PUSH   OFFSET TITLENAME  ;Имя окна.
    PUSH   OFFSET CLASSNAME  ;Имя класса.
    PUSH   0
    CALL   CreateWindowExA@48
;Проверка на ошибку.
    CMP    EAX,0
    JZ    _ERR
    MOV   [NEWHWND], EAX  ;Дескриптор окна.
;------------------------------------
    PUSH  SW_SHOWNORMAL
    PUSH  [NEWHWND]
    CALL  ShowWindow@8      ;Показать созданное окно.
;------------------------------------
    PUSH  [NEWHWND]
    CALL UpdateWindow@4     ;Команда перерисовать видимую
                            ;часть окна, сообщение WM_PAINT.
;Цикл обработки сообщений 
MSG_LOOP:
    PUSH 0
    PUSH 0
    PUSH 0
    PUSH OFFSET MSG
    CALL GetMessageA@16
    CMP  EAX, 0
    JE   END_LOOP
    PUSH OFFSET MSG
    CALL TranslateMessage@4
    PUSH OFFSET MSG
    CALL DispatchMessageA@4
    JMP  MSG_LOOP 
END_LOOP: 
;Выход из программы (закрыть процесс).
    PUSH [MSG.MSWPARAM]
    CALL ExitProcess@4
_ERR:
    JMP  END_LOOP
;-----------------------------------------
;Процедура окна.
;Расположение параметров в стеке: 
;[ЕВР+14Н] LPARAM 
;[ЕВР+10Н] WPARAM 
;[ЕВР+0СН] MES 
;[ЕВР+08H] HWND 
WNDPROC PROC
        PUSH EBP
        MOV  EBP, ESP
        PUSH EBX
        PUSH ESI
        PUSH EDI
        CMP  DWORD PTR [EBP+0CH], WM_DESTROY
        JE   WMDESTROY
        CMP  DWORD PTR [EBP+0CH], WM_CREATE
        JE   WMCREATE
        CMP  DWORD PTR [EBP+0CH], WM_COMMAND
        JE   WMCOMMND
        JMP  DEFWNDPROC
WMCOMMND:
        MOV  EAX,HWNDBTN
        CMP  DWORD PTR [EBP+14H], EAX ;Кнопка?
;На выход?
        JE   WMDESTROY
        MOV  EAX, HWNDLST
        CMP  DWORD PTR [EBP+14H], EAX ;Список?
        JNE  NOLIST

;Работаем со списком.
        CMP  BYTE PTR [EBP+12H], LBN_DBLCLK
        JNE  NOLIST
;Двойной щелчок есть, определяем выбранную строку.
;Сначала индекс.
        PUSH 0
        PUSH 0
        PUSH LB_GETCURSEL
        PUSH HWNDLST
        CALL SendMessageA@16
;Теперь сам текст.
        PUSH OFFSET BUF
        PUSH EAX  
        PUSH LB_GETTEXT
        PUSH HWNDLST
        CALL SendMessageA@16
;Сообщить, что выбрано.
        PUSH 0
        PUSH OFFSET CAP1
        PUSH OFFSET BUF
        PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
        CALL MessageBoxA@16
NOLIST:
        MOV  EAX, 0
        JMP FINISH 
WMCREATE:	
;Создать окно-кнопку.
        PUSH 0
        PUSH [HINST]
        PUSH 0
        PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
        PUSH 20  ;DY
        PUSH 60  ;DX
        PUSH 10  ;Y
        PUSH 10  ;X
        PUSH STYLBTN
        PUSH OFFSET CPBUT   ;Имя окна.
        PUSH OFFSET CLSBUTN ;Имя класса.
        PUSH 0
        CALL CreateWindowExA@48
        MOV  HWNDBTN,EAX    ;Запомнить дескриптор кнопки.
;Создать окно LISTBOX.
        PUSH 0
        PUSH [HINST]
        PUSH 0
        PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
        PUSH 90   ;DY
        PUSH 150  ;DX
        PUSH 50   ;Y
        PUSH 10   ;X
        PUSH STYLLST
        PUSH OFFSET CPLST    ;Имя окна.
        PUSH OFFSET CLSLIST  ;Имя класса.
        PUSH 0
        CALL CreateWindowExA@48
        MOV  HWNDLST,EAX    
;Заполнить список.
        PUSH PS
        PUSH 0
        PUSH LB_ADDSTRING
        PUSH HWNDLST
        CALL SendMessageA@16
        PUSH PS+4
        PUSH 0
        PUSH LB_ADDSTRING
        PUSH HWNDLST
        CALL SendMessageA@16
        PUSH PS+8
        PUSH 0
        PUSH LB_ADDSTRING
        PUSH HWNDLST
        CALL SendMessageA@16
        PUSH PS+12
        PUSH 0
        PUSH LB_ADDSTRING
        PUSH HWNDLST
        CALL SendMessageA@16
        PUSH PS+16
        PUSH 0
        PUSH LB_ADDSTRING
        PUSH HWNDLST
        CALL SendMessageA@16
        PUSH PS+20
        PUSH 0
        PUSH LB_ADDSTRING
        PUSH HWNDLST
        CALL SendMessageA@16
;------------------------------------
        MOV  EAX, 0
        JMP  FINISH
DEFWNDPROC:	
        PUSH DWORD PTR [EBP+14H]
        PUSH DWORD PTR [EBP+10H]
        PUSH DWORD PTR [EBP+0CH]
        PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
        CALL DefWindowProcA@16
        JMP  FINISH
WMDESTROY:	
        PUSH 0                   ;MB_OK
        PUSH OFFSET CAP
        PUSH OFFSET MES
        PUSH DWORD PTR [EBP+08H] ;Дескриптор окна.
        CALL MessageBoxA@16
        PUSH 0
        CALL PostQuitMessage@4   ;Сообщение WM_QUIT.
        MOV  EAX, 0
FINISH:	
        POP  EDI
        POP  ESI
        POP  EBX
        POP  EBP
        RET  16
WNDPROC ENDP
_TEXT   ENDS	
        END START
Текст этой программы можно взять здесь.

    В заключение отметим, что с окном на экране могут происходить самые интересные и необычные вещи. Например, оно по желанию пользователя может перемещаться, менять свой размер, сворачиваться и разворачиваться, наконец, другие окна могут заслонять данное окно. В таких ситуациях система посылает окну сообщение WM_PAINT. Такое же сообщение посылается окну при выполнении некоторых функций, связанных с перерисовкой окна, таких, например, как UpdateWindow. Если сообщение WM_PAINT не обрабатывается процедурой окна, а возвращается системе посредством функции DefWindowProc, то система берет на себя не только перерисовку окна (что она и так делает), но и перерисовку содержимого окна. К содержимому окна, однако, относятся только дочерние окна, которыми являются кнопки, списки, окна редактирования и другие элементы управления. В следующих шагах мы будем говорить о том, как выводить в окно текстовую и графическую информацию. Здесь, чтобы информация сохранялась в окне, нам не обойтись без обработки сообщения WM_PAINT.

    Заметим, что представленные в шагах 16-18 программы записаны для трансляции в MASM32. Для того чтобы использовать их с TASM32, как и ранее, достаточно удалить из всех API-имен суффикс @N и подключить вместо USER32.LIB и KERNEL32.LIB библиотеку IMPORT32.LIB.

    На следующем шаге мы продолжим приводить примеры программ на Ассемблере.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг