Шаг 5.
Язык программирования C#. Начала
Знакомство с языком C#. Структура программы

    На этом шаге мы рассмотрим структуру простой программы.

    Язык C# является полностью объектно-ориентированным. Поэтому для создания даже самой маленькой программы на языке C# необходимо описать, по крайней мере, один класс. С классами (и объектами) мы познакомимся немного позже. Концепция классов и объектов является краеугольным камнем в здании ООП. Ее изучение требует определенных навыков в программировании. Здесь мы сталкиваемся с методологической проблемой: при изучении языка C# необходимо сразу использовать классы, а для объяснения того, что такое класс, желательно иметь некоторый опыт в программировании. Получается замкнутый круг. Мы его разорвем очень просто: сначала, пока только знакомимся с азами языка С#, будем использовать некоторые синтаксические конструкции языка С#, не особо вдаваясь в их смысл. В данном конкретном случае мы познакомимся с тем, как описывается класс, а что такое класс и как он используется в общем случае, обсудим немного позже.

    Итак, для создания программы в С# необходимо описать класс. Описание класса начинается с ключевого слова class. Далее следует имя класса.


Имя класса выбираем сами. Это одно слово. Название нашего единственного класса, без особого ущерба для понимания ситуации, можем отождествлять с названием программы.

    Тело класса заключается в фигурные скобки - после имени класса указываем открывающую скобку {, а окончание описания класса обозначается закрывающей скобкой }. Таким образом, шаблон описания класса имеет следующий вид:

class имя_класса {
  // Описание класса
} 

    Возникает естественный вопрос о том, что же описывать в теле класса. В нашем случае класс будет содержать описание главного метода. Главный метод - это и есть программа. Выполнение программы в C# означает выполнение главного метода. Команды, которые содержит главный метод - это как раз те команды, которые выполняются при запуске программы.


Вообще метод (любой, не обязательно главный) - это именованный блок из команд. Для выполнения данных команд метод должен быть вызван. В C# методы описываются в классах. Есть два типа методов: статические и обычные (не статические). Для вызова обычных (не статических) методов необходимо создавать объект. Статические методы можно вызывать без создания объекта.

    Главный метод является особым. Он вызывается автоматически при запуске программы на выполнение. В программе может быть один и только один главный метод.

    Существует несколько альтернативных способов описания главного метода. Мы будем использовать наиболее простой шаблон, представленный ниже:

static void Main() {
  // Код программы
}

    Описание главного метода начинается с ключевого слова static. Это ключевое слово означает, что главный метод является статическим, и поэтому для вызова метода не нужно создавать объект. Далее указывается ключевое слово void, означающее, что метод не возвращает результат. Не возвращающий результат метод - это просто набор инструкций, которые последовательно выполняются при вызове метода. Называется главный метод Main (только так и никак иначе). После имени метода указываются пустые круглые скобки - пустые, потому что у главного метода нет аргументов.


В общем случае метод может возвращать результат. Возвращаемое методом значение подставляется вместо инструкции вызова метода после того, как метод завершает выполнение. Также у метода могут быть аргументы - значения, которые передаются методу при вызове. Эти значения метод использует при выполнении своих внутренних инструкций. Мы используем шаблон описания главного метода, в котором главный метод не возвращает результат и аргументов у главного метода нет. Но это не единственный способ описания главного метода. Он может быть описан как такой, что возвращает результат, и аргументы ему тоже могут передаваться (аргументы командной строки). Разные способы описания главного метода будут обсуждаться в дальнейшем.

    Также сразу отметим, что нередко кроме ключевых слов static и void в описании главного метода используется ключевое слово public. Ключевое слово public означает, что метод является открытым и доступен за пределами класса. В этом смысле его использование при описании главного метода представляется вполне логичным. Вместе с тем стандарт языка C# не предусматривает обязательного использования ключевого слова public в описании главного метода программы.

    Тело главного метода выделяется с помощью пары фигурных скобок { и }. Напомним, что все это (то есть описание главного метода) размещается внутри тела класса. Таким образом, шаблон для создания наиболее простой программы в C# выглядит следующим образом:

class имя_класса{
  static void Main(){
    // Код программы
  }
}

    В теле главного метода размещаются команды, которые должны быть выполнены в процессе работы программы. Команды выполняются одна за другой, строго в той последовательности, как они указаны в теле главного метода.

    На следующем шаге мы приведем первую программу.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг