Шаг 5.
События мыши

    На этом шаге мы рассмотрим события, связанные с мышью.

    В компонентах Delphi определен ряд событий, связанных с мышью. Это следующие события (таблица 1):

Таблица 1. События, связанные с мышью
Событие Описание
OnCIick Щелчок мыши на компоненте и некоторые другие действия пользователя.
OnDblClick Двойной щелчок мыши на компоненте.
OnMouseDown Нажатие клавиши мыши над компонентом. Возможно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши.
OnMouseMove Перемещении курсора мыши над компонентом. Возможно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши.
OnMouseUp Отпускание ранее нажатой кнопки мыши над компонентом. Возможно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши.
OnStartDrag Начало процесса "перетаскивания" объекта. Возможно распознавание перетаскиваемого объекта.
OnDragOver Перемещение "перетаскиваемого" объекта над компонентом. Возможно распознавание перетаскиваемого объекта и координат курсора мыши.
OnDragDrop Отпускание ранее нажатой кнопки мыши после "перетаскивания" объекта. Возможно распознавание перетаскиваемого объекта и координат курсора мыши.
OnEndDrag Еще одно событие при отпускании ранее нажатой кнопки мыши после "перетаскивания" объекта. Возможно распознавание перетаскиваемого объекта и координат курсора мыши.
OnEnter Событие в момент получения элементом фокуса в результате манипуляции мышью, нажатия клавиши табуляции или программной передачи фокуса.
OnExit Событие в момент потери элементом фокуса в результате манипуляции мышью, нажатия клавиши табуляции или программной передачи фокуса.

    Наиболее широко из перечисленных используется событие OnCIick. Обычно оно наступает, если пользователь щелкнул на компоненте, т.е. нажал и отпустил кнопку мыши, когда указатель мыши находился на компоненте. Но это событие происходит также и при некоторых других действиях пользователя. Оно наступает, если:

    Для формы событие OnClick наступает, если пользователь щелкнул на пустом месте формы или на недоступном компоненте.

    Обилие событий, связанных с мышью, а также фактическое дублирование некоторых из них требуют четкого представления о последовательности отдельных событий, наступающих при том или ином действии пользователя. Рассмотрим эти последовательности.

    В момент запуска приложения из рассматриваемых нами событий наступает только событие OnEnter в компоненте, на который передается фокус. Это событие не связано с какими-то действиями пользователя, так что не будем на нем останавливаться.

    Теперь рассмотрим простейшее действие пользователя: переключение с помощью мыши фокуса с одного элемента на другой. Последовательность событий в этом случае приведена в таблице 2:

Таблица 2. Последовательность событий мыши при переключении фокуса
Действие пользователя Событие
Перемещение курсора мыши в пределах первого компонента. Множество событий OnMouseMove в первом компоненте.
Перемещение курсора мыши в пределах формы. Множество событий OnMouseMove в форме.
Перемещение курсора мыши в пределах второго компонента. Множество событий OnMouseMove во втором компоненте.
Нажатие кнопки мыши. OnExit в первом компоненте.
  OnEnter во втором компоненте.
  OnMouseDown во втором компоненте.
Отпускание кнопки мыши. OnClick во втором компоненте.
  OnMouseUp во втором компоненте.

    События OnMouseMove происходят постоянно в процессе перемещения курсора мыши и даже просто при его дрожании, неизбежном, если пользователь не снимает руки с мыши. Это надо учитывать и пользоваться этим событием очень осторожно, поскольку оно, в отличие от других, происходит многократно.

    Как видно из приведенной таблицы, каждое действие пользователя, связанное с нажатием или отпусканием кнопки мыши приводит к серии последовательно наступающих событий. В обработчиках событий OnMouseDown и OnMouseUp можно распознать, какая кнопка мыши нажата и в какой точке компонента находится в данный момент курсор мыши.

    Рассмотренная в таблице 2 последовательность событий имеет место, если во втором компоненте свойство DragMode равно dmManual (ручное начало процесса перетаскивания), как это установлено по умолчанию. Если же это свойство равно dmAutoinatic (автоматическое начало процесса перетаскивания), то все рассмотренные события, связанные с манипуляцией мышью, заменяются следующими:


OnMouseDown Заменяется на OnStartDrag
OnMouseMove Заменяется на событие OnDragOver того компонента, над которым перемещается курсор мыши
OnMouseUp Заменяется на событие OnDragDrop компонента, над которым завешается перетаскивание (если компонент может воспринять информацию от перетаскиваемого объекта), и последущее событие OnEndDrag компонента, который перетаскивался

    События OnExit и OnEnter вообще не возникают, поскольку переключения фокуса не происходит. Не наступает также событие OnCIick.

    Если в примере, приведенном в таблице 1, щелчок делается на объекте, который уже находится в этот момент в фокусе, то не происходят события OnExit и OnEnter. В этом случае при нажатии кнопки наступает только событие ОnМоuseDown, а при отпускании кнопки - события OnCIick и OnMouseUp.

    Теперь рассмотрим последовательность событий при двойном щелчке на компоненте. Она приведена в таблице 3. Распознавать нажатую кнопку мыши по-прежнему можно только в событиях OnMouseDown и OnMouseUp. Если же надо распознать именно двойной щелчок какой-то определенной кнопкой мыши, то можно, например, ввести некую переменную, являющуюся флагом двойного щелчка, устанавливать этот флаг в обработчике события OnDblClick, а в обработчиках событий OnMouseDown или OnMouseUp проверять этот флаг и, если он установлен, то сбрасывать его и выполнять запланированные действия.

Таблица 3. Последовательность событий мыши при двойном щелчке на компоненте
Действие пользователя Событие
Первое нажатие кнопки мыши. OnMouseMove. Возможно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши.
Первое отпускание кнопки мыши. OnClick
  OnMouseUp. Возможно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши.
Второе нажатие кнопки мыши. OnDblClick
  OnMouseDown. Возможно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши.
Второе отпускание кнопки мыши. OnMouseUp. Возможно распознавание нажатой кнопки и координат курсора мыши.

    На следующем шаге мы продолжим рассматривать особенности использования событий, связанные с мышью.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг