На этом шаге мы рассмотрим классификацию задач, решаемых методом исследования операций.
Можно выделить следующие типы задач:
Этот класс задач в настоящее время наиболее распространенный, а главное, изученный. Эти задачи имеют следующую особенность: с ростом запасов, увеличиваются расходы на их хранение, но снижаются потери, связанные с возможной их нехваткой. Следовательно, одна из задач управления запасами заключается в определении такого уровня запасов, который минимизирует следующие критерии: сумма ожидаемых затрат на хранение, сумма потерь из-за дефицита.
В зависимости от условий, задачи управления запасами делятся на 3 группы:
Эти задачи возникают тогда, когда существует определенный набор операций (работ), которые необходимо выполнить, а наличия ресурсов для выполнения операций наилучшим образом не хватает. В зависимости от условия задачи эти также делятся на 3 группы:
Производственное оборудование с течением времени изнашивается и подлежит предупредительно-восстановительному ремонту. Оборудование также устаревает (морально и физически) и подлежит полной замене. При этом постановка задачи такова: определить такие сроки ремонта и замены оборудования, при которых минимизируется сумма затрат на ремонт и замену оборудования при его старении. Иногда в оборудовании выходят из строя отдельные элементы (например, микросхемы) – в данном случае требуется определить такие сроки профилактического ремонта по замене вышедших из строя деталей, чтобы потери на данный элемент были минимальными. Здесь также имеет место профилактический контроль по обнаружению неисправностей. Требуется определить такие сроки контроля, при которых минимизируется сумма затрат на проведение контроля, а также минимизируется сумма потерь от простоя оборудования вследствие выхода из строя отдельных элементов.
Данные задачи возникают там, где образуется очередь. С образованием очереди приходится сталкиваться как в производстве, так и в быту (производство: очередность выполнения заказа; в быту: магазин, поликлиника). Подобные задачи существуют и на транспорте. Очередь возникает из-за того, что поток клиентов (заказов) поступает неравномерно и имеет случайный характер. То есть поток клиентов неуправляем. Объект, который обслуживает клиента, называется каналом обслуживания (продавец, врач, взлетно-посадочная полоса). Если каналов обслуживания много, очереди не образуется, но возможны простои каналов обслуживания. Если каналов мало – образуется очередь. А следовательно, возможны затраты, связанные с ожиданием в очереди клиентами с отказом клиента от обслуживания.
В данных задачах возможна следующая постановка: определить, какое количество каналов обслуживания необходимо, чтобы свести к минимуму суммарные затраты, связанные с несвоевременным обслуживанием и простоем каналов. Для решения задач используется теория массового обслуживания.
Эти задачи часто встречаются в производстве. Предположим, что в цехе изготавливается множество деталей по разным технологическим маршрутам. В парке оборудования имеется ограниченное число станков (токарный, фрезерный, строгальный и др.). На одном станке в данный момент времени может обрабатываться только 1 деталь. Появляется очередность выполнения работ, то есть появляются детали, ждущие обработки. Время обработки каждой детали обычно известно. Такая задача называется задачей календарного планирования или составлением расписания работ. Выбор очередности запуска деталей в обработку является задачей упорядочивания. В таких задачах в качестве критерия эффективности часто встречаются следующие: минимизация общей продолжительности работ (то есть интервала времени между моментом началом первой операции и моментом окончания последней); минимизация общего запаздывания. Запаздывание определяется как разность фактическим и плановым сроком обработки каждой детали. Общее запаздывание равно сумме запаздываний по всем деталям.
Данные задачи актуальны при разработке сложных, дорогостоящих проектов. Здесь рассматривается соотношение между сроком выполнения крупного комплекса операций и моментом начала всех операций отдельно в комплексе. Для строгой постановки задачи необходимо выполнить следующие условия:
Если все условия выполнены, возможны следующие постановки задачи:
Эти задачи возникают при исследовании разнообразных процессов на транспорте и в системах связи. Типичной задачей является задача выбора оптимального маршрута: имеется несколько маршрутов, из них нужно выбрать один. Стоимость прохождения и время на прохождение зависит от выбранного маршрута. При рассмотрении ряда маршрутов вводятся следующие ограничения: запрещается возвращаться в уже пройденный пункт, в пунктах сети возможны задержки (например, из-за ограниченной пропускной способности). Задержки носят случайный характер. Критерии оптимизации: минимизация общего времени прохождения маршрута или минимизация общих затрат. Данные задачи наиболее изучены и в литературе носят специфические названия – задача о коммивояжере или задача о максимальном потоке.
Включают в себя несколько типовых задач одновременно.
На следующем шаге рассмотрим классификацию методов отыскания оптимальных решений в задачах исследования операций.