На этом шаге мы приведем общие сведения об этом языке программирования.
Python - это интерпретируемый, объектно-ориентированный язык программирования высокого уровня, предназначенный для решения самого широкого круга задач. С его помощью можно обрабатывать числовую и текстовую информацию, создавать изображения, работать с базами данных, разрабатывать Web-сайты и приложения с графическим интерфейсом. Python - язык кроссплатформенный, он позволяет создавать программы, которые будут работать во всех операционных системах.
Согласно официальной версии, название языка произошло вовсе не от змеи. Создатель языка Гвидо ван Россум (Guido van Rossum) назвал свое творение в честь британского комедийного телешоу ВВС (Monty Python's Flying Circus). Поэтому правильное произношение названия этого замечательного языка - Пайтон.
Программа на языке Python представляет собой обычный текстовый файл с расширением py (консольная программа) или pyw (программа с графическим интерфейсом). Все инструкции из этого файла выполняются интерпретатором построчно. Для ускорения работы при первом импорте модуля создается промежуточный байт-код, который сохраняется в одноименном файле с расширением pyc. При последующих запусках, если модуль не был изменен, исполняется именно байт-код. Для выполнения низкоуровневых операций и задач, требующих высокой скорости работы, можно написать модуль на языке С или C++, скомпилировать его, а затем подключить к основной программе.
Python относится к категории языков объектно-ориентированных. Это означает, что практически все данные в нем являются объектами, даже значения, относящиеся к элементарным типам, наподобие чисел и строк, а также сами типы данных. В переменной всегда сохраняется только ссылка на объект, а не сам объект. Например, можно создать функцию, сохранить ссылку на нее в переменной, а затем вызвать функцию через эту переменную. Такое обстоятельство делает язык Python идеальным инструментом для создания программ, использующих функции обратного вызова, - например, при разработке графического интерфейса. Тот факт, что язык является объектно-ориентированным, отнюдь не означает, что и объектно-ориентированный стиль программирования (ООП) является при его использовании обязательным. На языке Python можно писать программы как в стиле ООП, так и в процедурном стиле, - как того требует конкретная ситуация или как предпочитает программист.
Python не допускает двоякого написания кода: код можно написать только одним способом; в нем отсутствуют лишние конструкции. Все программисты должны придерживаться стандарта РЕР-8, описанного в документе https://www.python.org/dev/peps/pep-0008/.
Синтаксис языка Python вызывает много нареканий у программистов, знакомых с другими языками программирования. На первый взгляд может показаться, что отсутствие ограничительных символов (фигурных скобок или конструкции begin...end) для выделения блоков и обязательная вставка пробелов впереди инструкций могут приводить к ошибкам. Однако это только первое и неправильное впечатление. Хороший стиль программирования в любом языке обязывает выделять инструкции внутри блока одинаковым количеством пробелов. В этой ситуации ограничительные символы просто ни к чему. Бытует мнение, что программа будет по-разному смотреться в разных редакторах. Это неверно. Согласно стандарту, для выделения блоков необходимо использовать четыре пробела. А четыре пробела в любом редакторе будут смотреться одинаково. Если количество пробелов внутри блока окажется разным, то интерпретатор выведет сообщение о фатальной ошибке, и программа будет остановлена.
Поскольку программа на языке Python представляет собой обычный текстовый файл, его можно редактировать с помощью любого текстового редактора - например, с помощью Notepad++. Однако лучше воспользоваться специализированными редакторами, которые не только подсвечивают код, но также выводят различные подсказки и позволяют выполнять отладку программы. Таких редакторов очень много: PyScripter, PythonWin, UliPad, Eclipse с установленным модулем PyDev, Netbeans и др. - полный список редакторов можно найти на странице http://wiki.python.org/moin/PythonEditors. В дальнейшем, если не оговоено особо, будем пользоваться интерактивным интерпретатором IDLE, который входит в состав стандартной библиотеки Python в Windows.
На следующем шаге мы рассмотрим первую программу на языке программирования Python.