Шаг 103.
Модель обслуживания машинного парка

    На этом шаге мы рассмотрим модель обслуживания машинного парка.

    Модель обслуживания машинного парка представляет собой модель замкнутой системы массового обслуживания.

    До сих пор рассматривались только такие системы массового обслуживания, для которых интенсивность входящего потока заявок не зависит от состояния системы. В этом случае источник заявок является внешним по отношению к СМО и генерирует неограниченный поток требований. Рассмотрим системы массового обслуживания, для которых λ зависит от состояния системы, при чем источник требований является внутренним и генерирует ограниченный поток заявок.

    Например, обслуживается машинный парк, состоящий из N машин, бригадой R механиков (N > R), причем каждая машина может обслуживаться только одним механиком. Здесь машины являются источниками требований (заявок на обслуживание), а механики - обслуживающими каналами. Неисправная машина после обслуживания используется по своему прямому назначению и становится потенциальным источником возникновения требований на обслуживание. Очевидно, что интенсивность λ зависит от того, сколько машин в данный момент находится в эксплуатации (N - k) и сколько машин обслуживается или стоит в очереди, ожидая обслуживания k.

    В рассматриваемой модели емкость источника требований следует считать ограниченной. Входящий поток требований исходит из ограниченного числа эксплуатируемых машин (N - k), которые в случайные моменты времени выходят из строя и требуют обслуживания. При этом каждая машина из (N - k) находится в эксплуатации. Генерирует пуассоновский поток требований с интенсивностью X независимо от других объектов, общий (суммарный) входящий поток имеет интенсивность (N - k)λ . Требование, поступившее в систему в момент, когда свободен хотя бы один канал, немедленно идет на обслуживание. Если требование застает все каналы занятыми обслуживанием других требований, то оно не покидает систему, а становится в очередь и ждет, пока один из каналов не станет свободным.

    Таким образом, в замкнутой системе массового обслуживания входящий поток требований формируется из выходящего.

    Состояние Sk системы характеризуется общим числом требований, находящихся на обслуживании и в очереди, равным k. Для рассматриваемой замкнутой системы, очевидно, k = 0, 1, 2, ... , N. При этом если система находится в состоянии Sk, то число объектов, находящихся в эксплуатации, равно (N - k).

    Если λ - интенсивность потока требований в расчете на одну машину, то:

λk = (N - k)λ, 0 ≤ k ≤ N,
λk = 0, k > N,
μk = kμ, 0 ≤ k < R,
μk = Rμ, R ≤ k ≤ N,
μk = 0, k > N.

    Система алгебраических уравнений, описывающих работу замкнутой СМО в стационарном режиме, выглядит следующим образом:


    Решая данную систему, находим вероятность k-гo состояния:


    Величина P0 определяется из условия нормирования ∑Pk, k = 0, 1, ..., N полученных результатов для Pk, k = 0, 1, 2, ... , N. Определим следующие вероятностные характеристики системы:

- среднее число требований в очереди на обслуживание;

- среднее число требований, находящихся в системе (на обслуживании и в очереди);

- среднее число механиков (каналов), "простаивающих" из-за отсутствия работы;

- коэффициент простоя обслуживаемого объекта (машины) в очереди;

- коэффициент использования объектов (машин);

- коэффициент простоя обслуживающих каналов (механиков);

- среднее время ожидания обслуживания (время ожидания обслуживания в очереди)

    На следующем шаге рассмотрим применение модели обслуживания машинного парка.




Предыдущий шаг Содержание Следующий шаг